logotype
Павловская межпоселенческая модельная библиотека им. И. Л. Шумилова
Павловский район, Алтайский край

Павловские купцы: Семен Безшапкин, Иван Дунаев, Василий Рудаков

В Павловске проживали и вели свою коммерческую деятельность, помимо Удоновых, также купцы второй гильдии Безшапкин Семен Сидорович,  Дунаев Иван Максимович и Рудаков Василий Гаврилович.

В энциклопедии «Предприниматели Алтая: 1861-1917 гг.» все они записаны как барнаульские купцы, так как приобретали гильдийское купеческое свидетельство в Барнауле.

Безшапкин Семен Сидорович, по сведениям В. А. Скубневского,  родился в 1858 году. Выбирал гильдийское свидетельство до 1916 года. Торговал преимущественно мануфактурой в Барнаульском уезде, в основном в Павловском.  В 1890-х годах обороты его торговли составляли 60 тыс. рублей. Вместе с женой, Евдокией Васильевной 1858 года рождения, имели  большую семью.  У них было четыре сына  (Владимир – 1883 г.р., Александр -1888 г.р., Сергей – 1893 г.р. и Алексей – 1897 г.р.) и две дочери (Анфиса -1886 г.р. и Вера – 1895 г.р.)

Дунаев Иван Максимович родился 1851 году. Выбирал гильдийское свидетельство до 1913 года. Проживал в Павловском. Торговал в Павловске, Ребрихе и других селах Барнаульского уезда текстильными товарами, в том числе продукцией Никольской мануфактуры Морозовых – «С. Морозов сын и К◦». Торговые обороты  в 1890-е годы достигали 70 тыс. рублей. Товары он закупал на Ирбирской ярмарке. Его фамилия числилась в списке торговых фирм Сибири, Туркестанского и Степного края как торговца мануфактурой и кожей.

В книге «Волости Барнаульского уезда»  А. Челомбитко приводит сведения о торговле в 1897-1909 годы купца Дунаева И. М.  бакалеей и колониальными товарами в Павловске и селе Ребриха.

Кроме того он сочетал торговлю с производственной деятельностью. Была у него в Павловске водяная мельница. Имеются сведения на 1909 год, что  купец в Павловске также имел маслодельное производство.

Иван Максимович Дунаев, как и купцы Удоновы, был человеком православным и являлся попечителем церкви. Избирался церковным старостой Введенской церкви.

В книге «Церковь во имя Введения во храм Пресвятые Богородицы (1766-1934)» А. П. Коленько приводит по материалам архивов данные Обозрения епархии Его Преосвященством, Преосвященнейшим Макарием, епископом Томским и Барнаульским в летние месяцы 1903 года: «…В селе Павловском две церкви: каменная, другая деревянная. Первая выстроена в 1860 году вместо сгоревшей деревянной, существовавшей с 1766 года в иждивении Алтайских горных заводов, благолепно украшенная стараниями бывшего священника Василия Лебедева и местного купца Дунаева, снабжена утварью, ризницей, богослужебными книгами и всем необходимым для богослужений весьма достаточно и прилично».

По воспоминаниям Геннадия Федоровича Борунова, что опубликованы в книге «Земля, где я родился», читаем: «До революции на Касмале, ниже Павловска, целый каскад мельниц был: Дунаевка, Бессонова, маленькая Рудакова, Рудакова, Холкина. Вода Касмалы крутила мельничные жернова, доброе дело людям делала. Первой мельницей на окраине Павловска была Дунаева».

Мельницы, как правило, назывались по фамилии хозяев. Строились всегда ниже населенного пункта, рядом с жилым домом, подсобными помещениями и огородом, поэтому в переписных листах в графе «Населенный пункт» отмечено «мельница Дунаевой». Хотя сама мельница и не сохранилась, в народе до сих пор  ее упоминают как дунаевскую.

По сохранившимся переписным листам сельскохозяйственной переписи 1916 и 1917 годов, которые приводит А. П. Коленько в книге «Здесь плавили серебро: страницы истории  горнозаводского поселка Павловска»,  хозяйкой мельницы указана Дунаева Феония Николаевна, сторожилка, 65 лет от роду. По данным В. А. Скубневского о семье купца, мы знаем, что у Дунаева И. М. была жена (имя и отчество не указаны) 1851 года рождения, дети – дочь Людмила 1873 г.р. и сын Николай 1879 г.р. Таким образом ясно, что Дунаева Феония Николаевна – вдова купца Ивана Максимовича. Сословие в переписном листе указано – купчиха, национальность – великорусская. Состав семьи: муж и сын – умерли (о дочери информации нет).

Далее читаем: безнадельная, душевых наделов нет. В хозяйстве имеет: лошадей – 5, коров – 12, свиней -–5. Арендует земли у императорского Кабинета – 12,3 десятины (на самой мельнице). Сенокосной земли у старожилов 12 десятин, сдает в аренду сенокосной земли 7 десятин переселенцам. Имеет сельскохозяйственный инвентарь: косилка – 1, жатка – 1, телег на железном ходу – 3, на деревянном ходу – 1.

Торгово-промышленные предприятия: водяная мельница – 1. Год регистрации 1902.

Дальнейшая судьба  Феонии Николаевны Дунаевой неизвестна. После революции нередко из купеческих домов вывозилось все, вплоть до личных вещей, а сами семьи выселялись.  В декабре 1919 года, когда партизаны взяли власть в свои руки, дом владелицы мельницы Дунаевой, как и другие, был разграблен.

Интересные воспоминания, касаемо Дунаевых, записал Г.Ф. Борунов (опубликованы в газете «Новая жизнь» 2008 год, 24 мая). Борунов  уже учился в Московском художественном училище  и приехал в Павловск на летние каникулы. Однажды он встретил свою школьную знакомую Нину Подлужину, которая пригласила его к себе домой посмотреть книги по искусству. Геннадий Федорович пишет: «Оказалось,  что в старом большом ящике, под одеждой, аккуратно уложенные, хранились тома немецкого историка по искусству  Рихарда Мутера, другие книги по искусству. Я никак не мог понять, откуда они взялись? Нина предложила забрать то, что мне нужно себе, но постеснялся и не взял ничего. Оказалось, когда грабили дом Дунаевой, эти книги оставались долго никому не нужными. Потом они попали в этот ящик, к прародителям Нины. Муж мельничихи Дунаевой был художником. Зимой жил в Москве, а летом приезжал в Павловск, писал этюды. Дед мой, псковский иконописец, приехавший в Сибирь в 1918 году, расписывал Введенскую церковь в Павловске. Мой дед Георгий был знаком с этим художником и бывал у него в гостях. В то время ему и были подарены альбом с произведениями импрессионистов и журнал «Жаворонок» за 1915 год. В кожаном переплете, богато иллюстрированный… Они в свое время сыграли немаловажную роль в моей биографии, в моем художественном развитии… Не раз писал я этюды на реке Касмале, вспоминая о богатом прошлом этих мест…»

В фонде Алтайского государственного художественного музея хранится  пейзаж Г. Ф. Борунова «Касмала у Рудаковой мельницы».

Рудаков Василий Гаврилович – барнаульский купец второй гильдии. В пореформенный период имел крупчатную мельницу под Павловском. В 1872 году ее производительность составляла 6 тыс. пудов, сумма производства – 4,5 тыс. рублей. На мельнице были заняты мастер и 4 рабочих.

А. Челомбитко в книге «Волости Барнаульского уезда»  приводит сведения о торговле и промышленности в конце ХIХ – начале ХХ веков в селе Павловском, указывая о наличии мельниц барнаульского купца второй гильдии Рудакова Василия Гавриловича по состоянию на 1872 год, его брата Рудакова Ильи Гавриловича (1893 год) и сына Рудакова Ивана Васильевича, который был хозяином мельницы в 1896-1909 годах. Брат и сын Рудакова В. Г. купцами не являлись. По воспоминания Борунова на реке Касмале работали две мельницы Рудаковых.

А. Челомбитко также приводит сведения о коммерческой деятельности барнаульских купцов, которые не проживали в Павловске, но вели здесь торговлю, имели производство и собственность.

В 1890 году имел торговое заведение в селе Павловском Бочкарев Сергей Дмитриевич, барнаульский купец второй гильдии. Торговал он мануфактурой, чаем и сахаром (данные на 1893 год).

Грязнов Гавриил Васильевич, барнаульский купец первой гильдии, построил в 1886 году на реке Касмале (у села Чернопятово) крупчатую мельницу, которая работала до 1898 года.

После революции  имущество купцов, скорее всего, было национализировано. Сейчас на месте, где некогда на реке Касмале шла бурная жизнь, летом буйно растет крапива, да кое-где торчат из воды остатки нескольких белесых свай.

Сохранилась фотография водяной мельницы на реке Касмале неизвестного автора, также неизвестно кто был хозяином этой мельницы.

Известно еще о мельнице Бессоновых, но о ней в следующей публикации.