logotype
Павловская межпоселенческая модельная библиотека им. И. Л. Шумилова
Павловский район, Алтайский край

Целина Алтая в творчестве алтайских писателей

Что делает одни события знаковыми, другие малозаметными в истории: стечение обстоятельств, идеологическая востребованность, масштабность? Возможно, и то, и другое, и третье.

Но есть ещё и четвёртое: красота самого события. К таким событиям, без сомнения, относится целинная эпопея, одна из самых ярких и значимых страниц в истории нашей страны.

Время не властно перед памятью этого грандиозного трудового подвига, сравнимого по значимости с Магниткой и Днепрогэсом, Турксибом и Комсомольском-на-Амуре, с победой нашего народа в Великой Отечественной войне.

Шестьдесят лет минуло с той первой целинной весны, а в памяти тех, кто по первому зову сердца ринулся тогда в необжитые края, ещё не угасли картинки той великой эпопеи

1954 год положил начало кампании освоения целинных и залежных земель. Алтай оказался «одной из горячих точек» трудового фронта. Вместе с первыми целинными совхозами на литературной карте СССР был обозначен Алтай с его людьми и природой. Степной облик Алтая стал достоянием всей страны. Вслед за целинниками в край прибывают «писательские десанты» из Москвы и других городов.  В конце 50-х начале 60-х гг. на Алтае побывали М.Светлов, Е.Евтушенко, Е.Пермитин, а также родившиеся здесь Р.Рождественский и М.Бубённов. Целинный Алтай становится заметной темой всесоюзной литературы. Эпохальные события требуют крупных эпических форм, поэтому первые книги о целине напоминали производственные романы (Е. Пермитин «Ручьи весенние», 1955; М. Бубённов «Орлиная степь», 1959; Н. Дворцов «Дороги в горах», 1963; очерки и рассказы (Л.Квин «Палатки в степи», 1957;  В.Попов  «Алтайские были», 1961, пьесы – М.Юдалевич «На земле алтайской»). Поэзия была представлена Б.Кауровым «Костры не гаснут» и Р.Рождественским, стихотворения «Ожидание» и «Встреча в Кулунде». Целинная тема диктовала свои законы подачи. Испытание и противоборство с природными и человеческими стихиями относит литературу о целинниках с соцреалистическим  каноном.

Имя М.Бубённова, в первую очередь, мы связываем с романом «Белая берёза». Михаил Семёнович Бубённов родился в Новочихинском районе Алтайского края. Он принадлежал к тому поколению советских писателей, которое определило облик советской литературы в первые послевоенные годы. Роман «Орлиная степь» был написан автором в 1959г. и посвящён подвигу молодёжи на целине. М.Бубённов нарисовал поэтический и прекрасный образ Алтайской степи – далёкого и прекрасного края нашей Родины, обживаемого молодыми героями. С одной стороны –  роман можно назвать беллетристическим откликом на освоение не тронутых веками земель, художественной скороспелкой, каких в то время появилось немало. А с другой стороны – воссоздание облика степи, способ обращения к давней художественной традиции. Вспомним пустынные, блестящие серебристым ковылём степи, в произведениях Гоголя, Чехова и Шолохова. Пейзаж родной и близкий. Роман выдвигался в 1961 году на Ленинскую премию.

Лев Израилевич Квин – русский прозаик, переводчик, драматург. Свой писательский талант он развил на алтайской земле.  Лев Квин был одним из самых интересных людей в Алтайской писательской организации за полвека ее существования. Его отличали богатая биография, большая эрудиция, знание четырех иностранных языков. Родился он 20 апреля 1922г. в Риге. Во время Великой Отечественной войны воевал на Северо-Западном фронте. В 1943г. получил несколько ранений. После госпиталя он прибудет на 2-й  Украинский фронт и с его войсками пройдёт Румынию, Венгрию и Чехословакию. В 1953 году, увлечённый целинной эпопеей, он приедет на Алтай, где проживёт большую часть жизни. В одной из своих книг он писал: «Есть три места на Земле, самых дорогих для меня. Это Латвия, где я родился. Это Алтай, где я живу и работаю. Это Венгрия, где я воевал, где я провёл несколько труднейших и интереснейших послевоенных лет».  Здесь вышла его первая книга. «Экспресс следует в Будапешт». С тех пор – еще сорок семь отдельных изданий. Среди них романы  «Город не спит», «Звезды чужой стороны», «Ржавый капкан на зеленой траве» и другие. Книги Льва Квина систематически издавались не только в Барнауле и Новосибирске, но в Москве и нередко за границей. Пьесы шли в разных городах страны. Писатель много занимался переводами с латышского, немецкого, английского.

Квин был и остается одним из немногих, если вообще не единственным, алтайским писателем, который вызывает неподдельный читательский интерес за пределами нашего региона. Он единственный, чьи произведения, приключенческо-детективные истории для детей, запущены в Интернет,  и  включены Мошковым в его самую авторитетную в России электронную библиотеку.  Л.И.Квин  работал в газете «Молодёжь Алтая», в течение ряда лет был в редколлегии журналов «Алтай» и «Барнаул», с 1976 по 1982 год был ответственным секретарём Алтайской писательской организации.  Награжден орденами Отечественной войны первой степени, Красной Звезды, Знак Почета, тремя орденами Венгерской Народной Республики, многими медалями. Умер в 1996 году.

Облик Алтая целинного был запечатлён в цикле рассказов «Палатки в степи» (1957г.). Сборник  этих рассказов сегодня является библиографической редкостью. Рассказы, повествующие о буднях основателей совхоза «Молодёжный», опираются на личный опыт автора: они из ряда очерков и заметок, набросанных Л.Квином во время его целинных командировок. Рассказы наполнены бытовыми подробностями, конкретными деталями, создающими ощущение документальной прозы.  4-й том антологии «Образ Алтая в русской литературе включает первый рассказ этого цикла «Весна».  Лев Квин убеждён: в буднях, в самых обычных делах неизменно проявляется героическое начало, неотрывное от повседневной действительности. Писатель показывает людям высокий смысл их будничных дел, напоминает, что в жизни всегда есть красота сильных характеров, мужество, жажда подвига.

Попов В.Н. Алтайские были. Виктор Николаевич Попов родился 1 июля 1922 года в городе Тула. После окончания средней школы с 1939 по 1946 год работал на Тульском оружейном заводе и эвакуировался вместе с ним на Урал в г.Златоуст. Долгое время работал в разных заводских многотиражках. С 1952 г. живёт на Алтае. Первые произведения были опубликованы в новосибирском альманахе «Золотые искорки» в 1955 г. Основные произведения «Начало биографии» 1961г., «Алтайские были» 1961г. Другие его книги и произведения тоже будут изданы в Алтайском книжном издательстве. «Земля и совесть», «Дальний рейс», «Свадебный переполох» сборники рассказов, повести – «Экспедиция спускается по реке», «Пожар в Назаровском», «Однодневка», более всех известен роман «Отчий дом».

Основная тема его произведений – надёжность в дружбе и порядочность, воспитание в человеке любви к своим ближним и к родной природе.

Сборник рассказов «Алтайские были» рассказывает о «парнях и девчатах героического 54-го года». «Я не замираю от сусального восторга, услышав полулегендарное: «целинник». Во мне поднимается великое уважение. Оно сродни тому, которое я испытываю, услышав Александр Матросов, Зоя, краснодонцы.  Мне милы подвижники, милы люди, делающие нужный шаг первым. Очерки этой книги о дружинниках и спортсменах, о работниках уголовного розыска и о хлеборобах, о людях, несхожих ни профессиями, ни возрастом. Но все они дороги мне тем, что любят жизнь целиком, с её прошлым, настоящим и будущим. Любят потому, что в их силах делать её лучше».

Швец И. На крутизне. Документальная повесть. И.Швец – первый секретарь Павловского райкома партии с 1954-1965гг. Его книга и рассказывает о Павловском районе в годы целины. «В колхозах и совхозах  восемь тысяч трудоспособных людей. Многие из них сменив, «мечи на орала», с сыновьями вышли в те годы на широкое целинное поле множить богатство своё и страны». В повести есть глава, рассказывающая о совхозе «Комсомольском». Старожилы района в героях повести увидят друзей и знакомых своей целинной молодости. В книге автор утверждает, что целина дала толчок к развитию не только земледелия, но и всего аграрного сектора экономики, а также развитию социальной сферы района и благосостоянию его населения.

Шумилов И.Л. Жажда. Роман «Жажда» нашего земляка-писателя, имя которого носит районная модельная библиотека,  тоже изображает жизнь нового целинного совхоза. Книга вышла в 1964 году в Алтайском книжном издательстве и больше не переиздавалась. Критики не очень высоко оценили этот роман, но он соответствовал своему времени. Роман посвящён исследованию одного характера, одного образа – Игоря Ильича Махова, истории его взлётов и падений. Для читателя Игорь Ильич ясен и определяется одним словом – карьерист. Автор шаг за шагом прослеживает всю жизнь Игоря Ильича.

Вот сын известного сибирского партизана Евсей поступил в институт и сменил своё имя на более, по его мнению, благозвучное – Игорь. Вместе с именем Махов теряет и благородство жизненных целей, и светлые идеалы отца, и способность быть элементарно честным. Ему как «Лучшему работнику» поручают организацию крупного целинного совхоза с ассигнованиями  20 миллионов рублей! Но все его дела – это   шумиха и отсутствие реальных дел. Есть только одно – стремление к почёту, к власти, к высокому положению. Главная мысль автора, жажда славы (культ личности) – это болезнь, по своей картине напоминающая алкоголизм и развивается она вне зависимости от окружающих – самые противоречивые обстоятельства не способны ни остановить, ни предотвратить.

Кауров Б. Избранное. Стихи.  Б.Каурова считают певцом целины. Родился он в Забайкальском крае. Но поэтической родиной стал Алтай. Здесь, у негаснущих до утра костров, молодой целинник, сотрудник комсомольской газеты написал свою первую книжку стихов – «Костры не гаснут», в которой и воспел не только целину, но и природу Алтая и будничный героизм её молодых вершителей.

Косарецкий В. К. Я иду по Алтаю. Косареций Владимир Кузьмич – павловский поэт, прозаик, журналист. Он уже давно занимает достойное место в литературе Алтая.  Владимир Кузьмич был одним из тех, кто откликнулся на призыв «Комсомольской правды» к воинам, уходящим в запас, поехать на целину и  внести свой вклад в освоение целинных и залежных земель Алтая. Объединилась группа добровольцев, и, не заезжая домой они отправились на Алтай, на целину. Так Алтай стал родиной Косарецкого В.К. Стихотворение «Борозда» было опубликовано в его первом сборнике стихов «Последний журавль» и сегодня является классическим примером поэзии целинников

«Так пусть бежит за плугом борозда,

Да не запнётся лемех о преграду…

Нет, ничего другого мне не надо–

Бежала бы за плугом борозда».

Книга «Я иду по Алтаю» – это воспоминания о людях, с кем доводилось встречаться автору, кому он посвящал свои стихи и статьи, а ещё  в сборнике стихи, посвящённые Алтаю и Павловску.

Чем ценны все эти произведения? Они сохранили уникальные черты Алтая целинного, Алтая степного середины 1950-х гг. и этим они останутся в истории краеведческой литературы.

Список, используемой литературы:

  1. Бубённов М. Собрание сочинений: в 4-х т.; т. 3.- М: Современник: 1982.-479с.
  2. Квин Л.И. Палатки в степи: Рассказы.- Барнаул: Алт.кн. изд.-во, 1958.-123с.
  3. Образ Алтая в русской литературе 1Х-ХХ вв:  Антология;  т. 4; 1950-1960.- Барнаул: ООО «Изд. Дом «Барнаул», 2012.- 484с.
  4. Попов В. Алтайские были.- Барнаул:  Алт. книжн. изд-во, 1961.- 199с.
  5. Швец И.М. На крутизне: Докум. повесть.- Барнаул, изд-во «Алтай», 1997.- 150с.
  6. Шумилов И.Л. Жажда: Роман.- Алт. книжн. изд-во, 1964.- 295с.
  7. Кауров Б. Избранное: Стихи.- Барнаул: Алт. книжн. изд-во, 1974.- 175с.
  8. Косарецкий В.К. Я иду по Алтаю: Воспоминания. Стихотворения.- Барнаул: ОАО ИПП «Алтай», 2013.- 160с.

 

Обзор подготовлен зав. отделом методического руководства и комплектования

Павловской межпоселенческой модельной библиотеки Косихиной Н.А.