logotype
Павловская межпоселенческая модельная библиотека им. И. Л. Шумилова
Павловский район, Алтайский край

Простые истины (Музыкальный кино-вечер)

Музыкальный киновечер

Ведущий 1: 28 декабря 1895 года – родилась новая муза – муза кино. Более века кино захватывает сердца и умы миллионов людей. Поколения сменяют друг друга, а любовь к кинематографу не ослабевает. И мы хотим посвятить наш вечер этому чуду – искусству КИНО, а точнее соединению кинематографа, искусства «оживших картинок», с музыкой.

Ведущий 2: На свете существует множество прекрасных искусств – искусство танца и изобразительное искусство, литература и музыка, театр, поэзия. Эти прекрасные искусства существуют уже многие тысячи лет. Недавно среди них появилось и еще одно – искусство кино. Кино совсем еще малыш – ему всего чуть больше ста лет! Но этот малыш родился под счастливой звездой – ведь все просто обожают его! Хотите познакомиться с ним поближе?

Ведущий 1: Итак, дата рождения – 1895год.

Родители – братья Огюст и Луи Люмьер.

Место рождения – Франция, Париж, бульвар Капуцинов.

Ведущий 2: Ах, вот в чем дело! Оказывается, кинематограф родился во Франции! Так вот почему в России модную заграничную новинку Кинематограф стали называть на французский лад – Синематограф, или просто Синема.

Ведущий 1: Да этот жанр все называют по-разному – и кинематограф, и синематограф, и просто – кино. Но когда-то у него было и ещё одно название – Великий Немой. Ведь все вы знаете, что в первых фильмах не было звука.

Ведущий 2: Выясняется, что без музыки и погоня не погоня, и дождь, не дождь. Правда, выяснилось это очень давно – ещё в те времена, когда слово «синематограф» могло сопровождаться недоуменным пожиманием плечами. Едва ли на первых просмотрах «движущихся фотографий» почувствовалось: тишина, в которой на экране подъезжал поезд к станции, набегала морская волна на берег, ходили, размахивали руками и разевали рты люди, совершенно невыносима.

Ведущий 1: Запечатленный кинокамерой вполне реальный, но обеззвученный мир казался давящим кошмаром, и для «задыхающегося» слуха первых кинозрителей стрекот проекционного аппарата был не помехой, а единственной отдушиной.

Ведущий 2: Тогда-то и воззвал кинематограф к музыке, воззвал о помощи, и пришла помощь: таперские импровизации избавили кинозалы от гнетущего беззвучия.

Ведущий 1: История киномузыки началась, как это ни странно, ещё до изобретения звукового кино. Немые фильмы обычно сопровождались музыкой, чаще всего в исполнении пианиста-импровизатора, тапёра.

Ведущий 2: Всем известно знаменитое «Прибытие поезда» братьев Люмьер, вошедшее в историю кинематографа. 50 секунд и кино готово.

(демонстрируется запись)

Ведущий 1: Не раз уже говорилось, что «Великий немой», по сути, никогда не был немым: он издавал звуки – «бешеные звуки затравленного пианино», как выразился Осип Мандельштам в стихотворении «Кинематограф»

Чтец:

Кинематограф. Три скамейки.

Сантиментальная горячка.

Аристократка и богачка

В сетях соперницы-злодейки.

 

Не удержать любви полета:

Она ни в чем не виновата!

Самоотверженно, как брата,

Любила лейтенанта флота.

 

А он скитается в пустыне,

Седого графа сын побочный.

Так начинается лубочный

Роман красавицы графини.

 

И в исступленье, как гитана,

Она заламывает руки.

Разлука. Бешеные звуки

Затравленного фортепьяно.

В груди доверчивой и слабой

Ещё достаточно отваги

 

Похитить важные бумаги

Для неприятельского штаба.

 

И по каштановой аллее

Чудовищный мотор несется.

Стрекочет лента, сердце бьется

Тревожнее и веселее.

 

В дорожном платье, с саквояжем,

В автомобиле и в вагоне,

Она боится лишь погони,

Сухим измучена миражем.

 

Какая горькая нелепость:

Цель не оправдывает средства!

Ему – отцовское наследство,

А ей – пожизненная  крепость

Ведущий 2: На экране благородный герой настигал злодея, шел дождь, ломала в отчаянии руки покинутая красавица, но не копыта цокали по булыжникам, не капли стучали по оконным стеклам, не рыдания сотрясали тишину будуара, а гремел галоп, журчали арпеджио и стонал романс на разбитых фортепианных клавишах под пальцами видавшего виды тапёра.

Ведущий 1: В двадцатых годах прошлого века в одном из кинотеатров Петрограда (нынешнего Санкт-Петербурга) работал тапёром студент консерватории Дмитрий Шостакович. Современники Шостаковича рассказывали, что в этот кинотеатр люди стали ходить не ради кино, а для того чтобы послушать игру талантливого пианиста.

Ведущий 2:В 1929году на экраны нашей страны вышла звуковая фильма «Новый Вавилон». Неудивительно,  что музыку к ней написал, конечно, Дмитрий Шостакович.

Ведущий 1: Итак, кино и музыка были вместе с самого начала – ведь звуковое кино появилось только через 30лет после изобретения синематографа.

 

Ведущий 2: Вспомним великого Чарли Чаплина. Пересматривая его картины, мы смеемся и плачем от умиления. Его фильмы дарят людям  радость, вдохновляют на великие свершения.

Ведущий 1: К 1910 году в Европе и Америке действуют уже тысячи кинотеатров. Но по-настоящему большим бизнесом кино стало после 1912 года, когда увидели свет первые художественные фильмы.

Ведущий 2: Синематограф братьев Люмьер триумфом шествовал по всему миру, и Россия не осталась от этого в стороне. В 1886году французы познакомили с кинематографом россиян, а в 1898г. появились на свет первые российские фильмы.

Ведущий 1: В 1908г. была снята первая русская игровая картина «Степка Разин и княжна». В 30-40-е годы появились кинофильмы, в которых актеры стали петь песни, танцевать. По стране стали открывать первые иллюзионы.

Ведущий 2: Эпоха «Великого немого» закончилась. Начался век звукового кино. Профессия тапёра  стала невостребованной. С экрана понеслись реальные звуки: речь героев, рокот прибоя, гудки автомобилей, шаги, вздохи, шорохи и прочее.

Ведущий 1: Казалось бы, теперь, научившись воспроизводить не только движение жизни, но и ее звучание, кинематограф мог бы расторгнуть заключенный им ещё «на заре туманной юности» союз с музыкой, который был браком если не по расчету, то все же по необходимости. Но союз не распался, а напротив, лишь упрочился.

Ведущий 2: Новые возможности открылись перед музыкой с изобретением звукового кино, и неслучайно им заинтересовались композиторы. Песня в кино сразу заняла важное место. Она оказалась замечательным средством характеристики героев фильма, времени, всей атмосферы действия.

Ведущий 1: Музыка помогает понять и пережить события фильма. Она грустит, радуется, пугается и удивляется вместе с артистами на экране.

Ведущий 2: Наряду с Шостаковичем у истоков киномузыки стоял еще один выдающийся советский композитор – Исаак Дунаевский. Во многом благодаря его жизнерадостной, энергичной музыке зрителям так полюбились фильмы «Волга-Волга», Цирк» «Веселые ребята» «Кубанские казаки» и многие другие. Композитор Дунаевский говорил: «Я за мелодию говорящую, вызывающую смех, улыбки, слезы, грусть, радость, горе, скорбь, надежду, мрак, просветление»

Ведущий 2: Вслед за Шостаковичем, Дунаевским, Прокофьевым в волшебный мир киномузыки пришла целая плеяда талантливых композиторов, таких,  как Исаак Шварц, Александр Зацепин, Максим Дунаевский, Владимир Дашкевич, Евгений Дога, Андрей Петров.

(исполняется вальс из кинофильма Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля» 1966г. композитор А.Петров)

Ведущий 1: Даже самые известные композиторы, пишущие музыку для кино, должны подчиняться замыслу режиссера. Он диктует ту или иную эмоциональную окраску музыки в эпизодах и сценах фильма.

Ведущий 2: Фильм «Белое солнце пустыни» снятый режиссером Владимиром Мотылем почти полвека назад знают наизусть все от подростков до пенсионеров, его крутят в Центре управления космическими полетами перед стартом каждой новой экспедиции, никогда не нарушая традицию. Песня из этого фильма – настоящий шедевр, написана она Исааком Шварцем на стихи Булата Окуджавы.

(исполняется песня «Ваше благородие, госпожа удача»)

Ведущий 1: Фильмы, вошедшие в золотой фонд отечественного кинематографа: «Доживем до  понедельника» режиссер Станислав Ростоцкий, музыка Кирилла Молчанова 1968г.

(исполняется «Журавлиная песня»)

Ведущий 2: Фильм «Москва слезам не верит» режиссер Владимир Меньшов, композитор Сергей Никитин.1979г.

(исполняется песня « Александра»)

Ведущий 1: Премьера фильма «Большая перемена» состоялась в апреле 1973 года. Фильм понравился зрителям сразу же. Песню «Черное и белое» написал Михаил Танич.

Ведущий 2: Танич написал очень много песен, которые сразу стали популярными. Итак, слушаем «Черное и белое»

(исполняется песня «Черное и белое»)

Ведущий 1: Фильм «Печки лавочки» режиссер Василий Шукшин, композитор Павел Чекалов .1972г.

(исполняется песня «Миленький ты мой»)

Ведущий 2: Фильм «Мой ласковый и нежный зверь» режиссер Эмиль Лотяну, музыка Евгения Доги. 1978г.

(исполняется вальс)

Ведущий 1: Этот список можно продолжать до бесконечности

«Кавказская пленница», «Служебный роман», «Ирония судьбы», «Джентльмены удачи», «Двенадцать стульев», «Калина красная», «Мэри Поппинс, до свидания», и многие, многие другие.

 

(исполняется песня «Ветер перемен» музыка Максима Дунаевского)

Ведущий 2: Великая Отечественная война затронула своим горячим дыханием практически все российские семьи. Прошел 71год с того памятного дня великой Победы, а эта тема продолжает жить в книгах и фильмах, в песнях и воспоминаниях редких уже, оставшихся в живых фронтовиков и свидетелей той страшной поры. Российские кинематографисты никогда не оставались в стороне от военной темы и создавали великолепные фильмы и сериалы о войне.

Ведущий 1: Никто из нас, к счастью, не видел войны. Сопереживать трагизму, величию тех тяжелых военных лет мы можем благодаря кино. Чем отличаются военные фильмы от всех остальных? Прежде всего, пронизывающей линией

патриотизма и гордостью за свою страну. Такие фильмы открывают сердца, позволяют понять ценность человеческой жизни, учат милосердию и состраданию. Сегодня прозвучит песня «Кукушка» Виктора Цоя из кинофильма «Битва за Севастополь»

(исполняется песня «Кукушка» В.Цой)

Ведущий 2: Большинство людей воспринимают кино только как развлечение. В наше противоречивое время искусство все больше и больше превращается в предмет потребления… Как жаль, что сейчас так мало фильмов, где изначально ставится цель – сделать людей и общество лучше. И все же они есть! Каждый из таких фильмов – заметное явление духовной жизни общества.

Ведущий 1: Итак, Музыка в кино играет наиважнейшую роль! Кино –  это чудо, разгадать которое ещё никто не смог. Как вид искусства, как таинственный мир грёз, как воплощение мечты, оно всегда интересует, и, я надеюсь, будет интересовать всегда.

Ведущий 2: «Я люблю твой свет и сумрак – старый зритель, я готов

занимать любое место в тесноте твоих рядов.

И над собственною ролью плачу я и хохочу.

То, что вижу, с тем, что видел, я в одно сложить хочу.

То, что видел, с тем, что знаю, помоги связать в одно,

жизнь моя, кинематограф, черно-белое кино!»

(Ю.Левитанский)

Ведущий 1: Как правило, у каждого зрителя есть свои любимые артисты, режиссёры, фильмы, которые человек будет пересматривать ещё и ещё, которые не просто уводят в мир грёз, но дарят незабываемые минуты соприкосновения с прекрасным. Если ты познакомился с действительно хорошим кино, то оно никогда не покинет твоего сердца.

 

Ведущий 2: Мир кинематографа – сказочный сон, мир, где оживают мечты, где всё возможно.

Ведущий 1: Надеемся, что сегодняшняя встреча с музыкой кинематографа доставила вам, дорогие друзья, немало приятных минут. Осуществить эту встречу помогли учащиеся Школы искусств, преподаватель Шилова Ирина Александровна, а так же преподаватель Улыбина Анна Александровна. Поблагодарим их аплодисментами.

Спасибо за внимание, до новых встреч!

 

Используемая литература:

  1. Кац Б. Простые истины киномузыки: заметки о музыке/ Борис Кац. – Л.: Советский композитор, 1988. – 232с., ил.
  2.  Интернет – ресурсы.

Составитель: Ащеулова Т.В.