logotype
Павловская межпоселенческая модельная библиотека им. И. Л. Шумилова
Павловский район, Алтайский край

Дети войны (Вечер-встреча с односельчанами)

Вечер – встреча с односельчанами.

Библиотекарь: Сегодня в стенах нашей библиотеки мы приветствуем односельчан, чье детство пришлось на годы Великой Отечественной войны, людей у которых не было детства, его украла война.

Чтец 1-й :

Дети войны – и веет холодом,

Дети войны – и пахнет голодом,

Дети войны – и дыбом волосы:

На челках детских седые волосы

Земля омыта слезами детскими,

Детьми советскими и не советскими.

 

Чтец 2-й:

Гори, свеча, гори, не затухай,

Не проходящей болью будь.

Пусть в пламени твоем встают,

Чей оборвался путь.

Гори, свеча, не затухай,

Не дай нахлынуть тьме.

Не дай живым забыть всех тех,

Погибших на войне!

 

Песня «Огромное небо», исполняет Боровкова Олеся.

 

Ведущий 1: В тот далекий летний день 22 июня 1941 года люди занимались обычными для себя делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девчонки строили шалаши и играли в «дочки-матери», непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами.

 

Ведущий 2: И никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово – война.

У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство. «Дети Великой Отечественной войны»– так называют сегодняшних 70-80-летних людей. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война!

 

Чтец 3-й:

Мы дети войны.

ам с пелёнок досталось

Познать беспределы невзгод.

Был голод. Был холод. Ночами не спалось.

От гари чернел небосвод.

От взрывов и плача земля содрогалась.

Не знали мы детских забав.

И летопись лет страшных в память вписалась.

Боль, отклик у Эха нашла.

 

Чтец 4-й:

Словно призраки, бледны,

Мы крепились — не кричали,

Дети страшной той войны,

Дети гнева и печали.

 

Чтец 1-й:

А мы не стали памяти перечить.

Вспомним дни далёкие, когда

Упала нам на слабенькие плечи

Огромная не детская беда.

Была зима и жёсткой, и метельной,

Была судьба у всех людей одна.

У нас и детства не было отдельно,

А были вместе — детство и война.

И нас большая Родина хранила,

И нам Отчизна матерью была.

Она детей от смерти заслонила,

Своих детей для жизни сберегла.

 

Ведущий 1: Дети осиротели, их отцы погибли на фронте, а матери – от голода и бомбёжек. В лучшем случае их ждал детдом, …в худшем – концлагерь. Детям своим расскажите. Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!

Ведущий 2: «…Увидели детей. Они походили на стайку побитых птиц. Рукава не по росту полосатых затасканных, грязных лагерных курток свисали с худеньких плеч и были похожи на подстреленные крылья. В глазах-испуг. Ни улыбок, ни даже спокойного взгляда. Маленькие старички». Из воспоминаний ветерана войны, участвовавшего в освобождении узников Освенцима. Одним из самых страшных преступлений нацистов является заточение и истребление бесчисленного множества детей в концентрационных лагерях на территории Германии и в захваченных странах. Доказано, что в одном только Освенциме в газовых камерах погибло около миллиона маленьких узников. Многие дети погибали также от голода, пыток, медицинских экспериментов и инфекционных заболеваний.

 

Чтец:

Их расстреляли на рассвете,

Когда вокруг редела мгла…

Там были женщины и дети,

И эта девочка была…

Сперва велели им раздеться

И стать затем ко рву спиной.

Но прозвучал тут голос детский,

Наивный, чистый и живой:

«Чулочки тоже снять мне, дядя?»-

Не осуждая ,не грозя,

Смотрели, прямо в душу глядя,

Трехлетней девочки глаза.

Чулочки тоже снять мне, дядя?

На миг эсэсовец обмяк,

Рука сама с собой, с волненьем,

Вдруг опускает автомат.

Он словно скован взглядом синим.

И, кажется, он в землю врос:

Глаза как у моей Неминьи –

Во мраке смутно пронеслось.

Охвачен он невольной дрожью,

Проснулась в ужасе душа.

Нет! Не убить её не может…

И дал он очередь, спеша.

Упала девочка в чулочках,

Снять не успела, не смогла.

Солдат, солдат, что если б дочка

Твоя вот также здесь легла.

Вот это маленькое сердце

Пробито пулею твоей.

Ты – человек, не только немец;

Или ты зверь среди людей?

Шагал эсэсовец угрюмо,

Не поднимая волчьих глаз…

Впервые, может, это дума

В мозгу отравленном зажглась.

И всюду взгляд её светился,

И всюду чудилось опять,

И не забудется отныне:

-Чулочки тоже, дядя, снять?

 

Чтец 2:

Война прошлась по детским судьбам грозно,

Всем было трудно, трудно для страны,

Но детство изувечено серьёзно:

Страдали тяжко дети от войны.

Нужны были и смелость и отвага,

чтоб жить под оккупацией врага,

Всегда страдать от голода и страха,

Прошла где неприятеля нога.

В тылу страны нелёгким было детство,

Одежды не хватало и еды,

Страдали от войны все повсеместно,

Хватило детям горя и беды.

 

Песня «Ехали казаки»,  исполняет Парахин Артем

 

Чтец 3:

Много подростков, еще не успев закончить школу, устремлялись на фронт. Потеряв своих родных и близких и желая отомстить за них, пробирались в лес к партизанам или на передовую. Так на фронте появлялись «сыны полка» Многие из них погибали.

 

Чтец 4:

Их гнали фашисты по пыльным дорогам.

И в рабство везли их, как скот.

Кому-то из плена бежать удавалось.

И даже по несколько раз.

Как зрелые воины, дети сражались.

Кто шёл в партизаны из нас.

И горели лица их отвагой.

И глаза светились их огнём.

Прибавлялись годы на бумаге.

Детям были пули ни по чём.

Трудные задачи выполняя,

Шли они в разведку, рвались в бой,

Бой вели, наград не ожидая.

Был любой мальчишечка герой!

 

Чтец 1 :

Дети глубоко в тылу старались сделать все от них зависящее, чтобы помочь в борьбе с оккупантами.

В селах и городах подростки заменили своих отцов и старших братьев: пахали, сеяли, убирали урожай, чтобы кормить фронт.

Чтец:

Дети, женщины и старики, стоя у станков днями и ночами, изготавливали оружие для солдат, постоянно не доедая, в холоде и преодолевая тяжелейшие условия. Они делали все, что было в их силах, чтобы помочь пережить войну и одержать победу над захватчиками.

 

Звучит песня «Мы с тобой, казаки»  – исполняет  ансамбль «Ликование»

 

Чтец 2:

Война. Страшней нет ничего на свете,

«Для фронта всё!» — девиз страны таков,

Трудились все: и взрослые, и дети

В полях и у мартенов, у станков.

Станки «малолетки», как крепости брали,

На цыпочки встав во весь рост.

И навыки взрослых они обретали.

Со всех одинаков был спрос.

 

Ведущий 1: Дети военной поры могут ещё рассказать, как умирали от голода и страха. Как тосковали, когда наступило первое сентября 1941 года, и не надо было идти в школу. Как в 10-12 лет, только встав на ящик, дотягивались до станков и работали по 12 часов в сутки. Дети помогали фронту всем, чем могли. Они пришли в обезлюдившие цеха заводов и на опустевшие колхозные поля, заменяя взрослых.

Ведущий 2: В 11-15 лет они становились станочниками, сборщиками, выпускали боеприпасы, собирали урожай, дежурили в госпиталях. Свои трудовые книжки они получали раньше, чем паспорта. Их выдавала война.

Можно спросить: что героического в том, чтобы в пять, десять или двенадцать лет пройти через войну? Что могли понять, увидеть, запомнить дети? Многое! Вслушайтесь в воспоминания детей войны:

Вспоминает: Кезина Л.Н.

Довгаль Н.С.

Азаренкова Н.Н.

 

Библиотекарь: А как дети ждали новостей с фронта и сообщения совинформбюро об отвоеванных городах и селах, о победе нашей армии встречали с ликованием

Воспоминания о Дне Победы

Песня «Казаки в Берлине» – ансамбль «Ликование»

Чтец 3:

Стихотворение А.Твардовского:

 

Дымится крошево щебёнки,

Торчит стена с пустым окном.

И от воронки до воронки –

Трава, сожжённая живьём.

Железной гари едкий запах,

Горелых трупов древний чад.

В пыли, багровых дымах запад…

Здесь немцы были день назад.

Пройдётся плуг по их могилам,

Накроет память их пластом.

И будет мир отрадным тылом

Войны, потушенной огнём.

И, указав на земли эти

Внучатам нынешних ребят,

Учитель в школе скажет: – Дети,

Здесь немцы были век назад.

 

Чтец 4:

Скажите, люди, кому всё это нужно?

Что есть у нас дороже наших детей?

Что есть у любого народа дороже?

У любой матери? У любого отца?

 

Чтец 1:

-Я хочу, чтоб на нашей планете

 

Чтец 2:

-Никогда не печалились дети.

 

Чтец 3:

-Чтоб не плакал никто, не болел,

 

Чтец 4:

-Чтоб навек все сердцами сроднились.

 

Чтец 1:

-Чтоб забыла планета Земля,

-Что такое вражда и война.

 

Библиотекарь:

Война и дети – несовместимые понятия, и пусть сегодняшним ребятам никогда не придется испытать те невзгоды, которые выпали на долю «детей Великой Отечественной». Пусть ваше детство никогда не назовется «войной».

Скоро наступит великий праздник всего нашего народа – годовщина Великой Победы. Дорогие, ребята, я думаю, что в этот день вы постараетесь поздравить и окружить вниманием и заботой не только живущих среди нас ветеранов войны и тыла, но и людей, чьё детство пришлось на суровые годы войны. Ведь сегодня вы узнали, через какие испытания пришлось пройти им во имя этого светлого дня – Дня Победы!

 

Чтец 2 :

Пусть будет мир

Пусть пулемёты не строчат,

И пушки грозные молчат,

Пусть в небе не клубится дым,

Пусть небо будет голубым,

Пусть бомбовозы по нему

Не прилетают ни к кому,

Не гибнут люди, города…

Мир нужен на земле всегда! (Н. Найдёнова)

 

Чтец 3:

Мир

Нет, слово «мир» останется едва ли,

Когда войны не будут люди знать.

Ведь то, что раньше миром называли,

Все станут просто жизнью называть.

И только дети, знатоки былого,

Играющие весело в войну,

Набегавшись, припомнят это слово,

С которым умирали в старину. (В. Берестов)

 

Звучит песня «Я горжусь, что родился в России» –  Сапожников И., Вдовыдченко С.

Вечер подготовлен заведующей Прутской поселенческой библиотекой-филиалом МБУК «Павловская межпоселенческая модельная библиотека им.И.Л.Шумилова» Лобановой О.М.