Вечер – портрет Дмитрия Лихачева
«Последний интеллигент России»
Вечер – портрет Д.С Лихачева в сопровождении слайд-презентации
Сценарий и презентацию составила И. Сливцова
Слайд № 1
Слайд № 2
«Основной принцип интеллигентности – интеллектуальная свобода, – свобода как нравственная категория. Не свободен интеллигентный человек только от своей совести и от своей мысли».
Д.С. Лихачев
«Он вводил нас в мир высокой русской культуры и полузабытых ценностей жизни. Это была душевная среда, пронизанная деликатностью, учтивостью, которые стали неотъемлемым правилом его собственного поведения. Им двигала боль за нищее состояние нашей культуры. Он хотел остановить разрушение памятников, варварское издевательство над историей»
Даниил Гранин
Слайд №3
Дмитрия Сергеевича Лихачева называют совестью нации. Он провозгласил «культурное единство человечества», выдвинул идею создания своеобразного Интернационала интеллигенции, сформулировав «десять заповедей гуманизма». Его вклад в филологию – фундаментальные труды по истории русской (преимущественно древнерусской) литературы и культуры, им написано более 40 книг, около 500 научных и 600 публицистических сочинений, многие из которых переведены на разные языки мира.
Дмитрий Сергеевич Лихачев родился 15 ноября(28 по новому стилю) 1906 года в Санкт-Петербурге. Учился сначала в гимназии Человеколюбивого Общества(1914-1915), затем в Гимназии и реальном училище К.И.Мая(1918-1923). С 1923 по 1928г. учился в Ленинградском государственном университете на факультете общественных наук, на этнолого – лингвистическом отделении. Здесь он проникся особой любовью к родной истории и культуре и начал исследовать древнерусскую литературу.
Сразу по окончанию университета Дмитрий Лихачев был арестован по ложному доносу и обвинению в контрреволюционной деятельности.
Слайд№4
Из воспоминаний Д.С. Лихачева:
«В начале 20-х годов существовало много молодежных кружков – по пять, шесть, двенадцать человек. Все они стремились иметь какие-то отличия друг от друга. В нашем сообществе, которое мы называли Космической академией наук (КАН), было принято читать шуточные доклады. У Вернадского, например, многое вышло из шуточных докладов, которые он читал в санатории «Узкое» Академии наук. Мой доклад заключался в оправдании старой орфографии. После доклада меня произвели в академики по кафедре старой орфографии (у каждого из наших восьми членов была своя кафедра).
И когда праздновалась первая годовщина КАН, то были всякие шутки. Среди этих шуток была телеграмма, посланная одним из наших – Володей Раковым из Детского села в Большой конференц-зал, в котором было сказано, что Папа Римский поздравляет Космическую академию с годовщиной. В серьезность этой телеграммы кто-то поверил и, и мы почувствовали, что за нами следят, нами интересуются. В феврале 1928 года мы были арестованы, и нас всерьез стали спрашивать о наших связях с Папой Римским.
Сам арест был ужасен для моих родителей. Я впервые увидел, что мой отец, который всегда казался мне самым храбрым и самым умным человеком, вдруг упал в кресло, бледный, как смерть.
Жизнь полна удивительных вещей, если сопоставить разные ее моменты. Скажем, мне удалось быть на самом низу, именно удалось быть. Я благодарен судьбе за это. И на относительной высоте, академической, во всяком случае».
5 лет с 1928 по 1932 годы провел Дмитрий Лихачев в заключении: сначала полгода в тюрьме, затем два года в Соловецком лагере особого назначения, и наконец, на каторжной стройке Беломор-Балтийского канала. Этот период Д.С. Лихачев называл «самым важным временем в своей жизни», потому что, пройдя через страшные испытания тюрем и лагерей, он научился жертвенной любви к людям и всегдашнему следованию по пути Добра.
Слайд № 5
Из воспоминаний Д.С Лихачева:
«Концентрационный лагерь на Соловках представлял собой государство в государстве. Нам так и кричали в первый день: «Здесь власть не советская, здесь власть соловецкая!», «Нога прокурора сюда не ступала», «Жаловаться здесь некому!». И это была чистая правда. Террор ведь основан на боязни. Тиран боится своих подчиненных. Охрана очень боялась непослушания и гарантии своей сохранности получила разрешение запугать арестованных. И вот было получено распоряжение расстрелять триста человек. В это время мои родители были у меня на свидании. Они сняли комнату у одного из охранников, и мы там жили втроем несколько дней. Вдруг ко мне приходят из роты, вызывают в коридор, чтобы родители не слышали, и говорят: «За тобой приходили…» Я сказал родителям, что меня вызывают на ночную работу, что приду утром.
Куда деваться? Я пошел в кремль, но в роту не вернулся. Спрятался между делянками дров. В это время раздавались выстрелы на кладбище, Я просидел всю ночь, ожидая, что меня найдут и расстреляют. Когда я вышел утром, оказалось, что расстрелы кончились. И у меня появилась уверенность, что не будет больше этого кошмара, что мне больше нечего бояться. Каждый день, прожитый мною, – это подарок мне. Я живу жизнь за того второго человека, которого вместо меня расстреляли. И я должен прожить достойно за него.
Когда вернулся домой, я увидел, что из одного лагеря попал в другой, большего масштаба. Мне было очень трудно, я не мог полгода поступить на работу».
Слайд№ 6
Осенью 1932 года Дмитрий Лихачев работает литературным редактором в Соцэгиз, в 1934 году был переведен в Издательство Академии наук СССР, а с 1938 года стал работать в Институте русской литературы (Пушкинский Дом). Здесь он для коллективного труда «История культуры Древней Руси» (т.2) написал главу о древнерусской литературе 11-13 веков. Писал он этот труд с великим вдохновение- « как стихотворение в прозе» С 1938 года с ученого, наконец, была снята судимость.
Слайд № 7
В 1935 году Дмитрий Сергеевич Лихачев женился на Зинаиде Александровне Макаровой. В 1937 году у них родились дочери-близнецы: Вера и Людмила. В 1941 году, когда началась Великая Отечественная война, он работает старшим научным сотрудником Института русской литературы и защищает кандидатскую диссертацию на тему «Новгородские летописные своды 12 века». В блокадном Ленинграде он пишет книгу «Оборона древнерусских городов».
Слайд № 8
Из воспоминаний Д.С. Лихачева:
«Трудно сейчас представить, что такое была блокада. Электричества нет. Окна зашторены, и не всегда хватает сил днем шторы поднять… Зимой все время темно. Коптилка только. При ней можно читать. Мы лежим. Все, что можно на себя накидываем. Потому что страшнее голода – холод. Холод какой-то изнутри идущий. И этот внутренний холод – он страшен. Какой – то
Звук рядом – это умирает от голода мышь, потому что мы съели все крошки. Мы лежим и высчитываем, на сколько дней хватит немножко картофельной муки, чтобы замутить кипяток…Обстановка одиночества каждой семьи. И спасают только стихи, потому что при коптилке читать можно только одному. Вслух читать. Когда думы все время перебиваются голодом. И только стихи. Поэзия – она способна была пересилить чувство голода…»
Слайд № 9
В 1945 победном Д.С.Лихачев пишет и издает книгу «Национальное самосознание Древней Руси». В следующим году – получает медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.»
Слайд № 10
В 1946 г. Он становится доцентом, а с 1951 года – профессором Ленинградского государственного университета: читает курсы по истории русского летописания, палеографии и истории культуры Древней Руси.
В 1947 г. Д.С. Лихачев защищает диссертацию на степень доктора филологических наук по теме: «Очерки по истории литературных форм летописания XI-XVI вв.». В середине века (1950 г.) в серии «Литературные памятники» в сопровождении его научных статей и комментариев выходят две замечательнейшие книги: «Повесть временных лет» и «Слово о полку Игореве».
В 1953 г. ученый был избран членом-корреспондентом, а 1970 — действительным членом Академии наук СССР. Такое позднее избрание было обусловлено тем, что научные труды этого великого ученого не отражали материалистической и антирелигиозной парадигмы официальной науки. Между тем Д.С. Лихачев был избран иностранным членом и членом-корреспондентом целого ряда стран, а также почетным доктором университетов Софии, Будапешта, Оксфорда, Бордо, Эдинбурга и Цюриха.
Труды академика Д.С. Лихачева по русскому летописанию и по проблемам истории и теории русской литературы и культуры стали всемирно признанной классикой филологической науки. Он автор более 500 научных работ и около 600 публикаций по самому широкому кругу проблем изучения истории, литературы, культуры и защиты памятников культурно-исторического наследия России. Его статья «Экология культуры» (журнал Москва, 1979, № 7) заметно усилила общественную дискуссию по охране памятников культуры. С 1986 по 1993 г. академик Д.С. Лихачев был председателем Советского фонда культуры (с 1991 г. — Российского фонда культуры»).
Слайд №11
В одном из интервью Дмитрия Сергеевича спросили: «Какой главный итог вашей деятельности. Он ответил: «Возрождение интереса к семи векам древнерусской литературы». У Лихачева был ясный стержень своей деятельности, и этот стержень оставался для него неизменным из года в год, из десятилетия в десятилетие. Он продолжал видеть сколько разумного и доброго было в дореволюционной российской жизни. И он защищал эти старый и вечные ценности. Выступал то в газетах, то по телевидению. На общественных форумах. И его фигура становится примером того, как надо бороться за сохранение культуры. Ему удалось отстоять от разрушений лесной район Лесковиц в Чернигове, библиотеку в Мышкине, в заповеднике «Плес на Волге» остановили разработку песчаных карьеров. Он создал фонд культуры, журнал «Наше наследие», двадцать лет возглавлял серию книг «Литературные памятники». И это далеко не все.
В 1981 году в автомобильной катастрофе погибла его дочь Вера. Ученый много раз говорил, что ее смерть была для него самым скорбным событием в жизни.
В 1988 году в год празднования 1000-летия Крещения Руси академик Д.С. Лихачев принимал самое активное участие в торжествах, проходивших в Великом Новгороде.
Слайд № 12
Наиболее значительные его труды: «Человек в литературе Древней Руси» (1958), «Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого» (1962), «Текстология» (1962), «Поэтика древнерусской литературы» (1967), «Эпохи и стили» (1973), «Великое наследие» (1975), «Поэзия садов» (1982), «Письма о добром и прекрасном» (1985), сборник статей «Прошлое — будущему», (1985). Некоторые его книги переиздавались несколько раз.
Слайд № 13
Даниил Гранин высоко оценивал вклад Лихачева в сохранение мирового наследия. «Идея Лихачева о единстве культуры захватывает.
Он – миссионер русского искусства. Он убежден, что памятники культуры принадлежат всему миру. Они общее достояние.
Их сохранность – всемирная забота и всемирная ответственность», – говорил Д.Гранин.
Слайд № 14-15
Ученый имел множество наград, как отечественных, так и зарубежных. Среди них высшие награды СССР — сталинская премия (1952), звание Героя Социалистического труда и золотая медаль «Серп и молот» (1986), Большая Золотая Медаль им. М.В. Ломоносова (1993), орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (1996), орден Апостола Андрея Первозванного «За веру и верность Отечеству» за вклад в развитие отечественной культуры. Он стал первым кавалером ордена Апостола Андрея Первозванного после восстановления в России этой высшей награды.
В 1989–1991 гг. академик Д.С. Лихачев избирался народным депутатом Верховного Совета СССР от Советского Фонда культуры.
В 1992 г. ученый стал председателем общественного юбилейного Сергиевского комитета по подготовке к празднованию 600-летия преставления Преподобного Сергия Радонежского.
Слайд № 16
Умер Дмитрий Сергеевич 30 сентября 1999 года, меньше месяца не дожив до 94-лет.
Слайд № 17
После его смерти вышел в свет сборник его статей «Русская культура» (2000) — книга, ставшая завещанием ученого своим современникам и молодому поколению граждан России.
2006 год президентом Российской Федерации В.В. Путиным был объявлен Годом Лихачева.
Слайд № 18
Дмитрия Сергеевича Лихачева в России называли «совестью нации». С той поры как он умер, место «совести» остается вакантным, ее голос молчит. Почему? – с таким вопросом обратились корреспонденты газеты «Аргументы и факты» какадемику Российской академии образования Сигурду ШМИДТУ, близко знавшему Лихачева.
У Дмитрия Сергеевича была непростая биография, и признание пришло к нему не сразу. Он пережил лагеря. В 70-е годы, когда праздновали юбилей академии, он чуть ли не единственный из академиков не был награжден орденом, потому что осмелился публично выступить против руководителя Ленинградского обкома, не согласившись с решением о перестройке Невского проспекта и ликвидации парков Царского Села.
Лихачев олицетворял собой связь времен, ту совестливость, с которой ассоциируется представление о российской интеллигентности. Сейчас все больше людей считают интеллигентами тех, у кого есть диплом. На самом деле это душевное качество, потребность отдать себя другим, уважение чужого мнения.
Потеря этого человека невосполнима. У нас, к сожалению, не осталось людей, которых бы уважали и за их несомненный вклад в историю культуры и науки, и за личные качества. Есть ученые большего масштаба, чем Лихачев, есть политики и деятели культуры, но это совмещение никому не дано. И заменить Лихачева некому.
Слайд № 19
«Жить в нравственном отношении надо так, как если бы ты должен был умереть сегодня, а работать так, как если бы ты был бессмертен»
Из духовного завещания Д. Лихачева
Сценарий составила:
зав. сектором МБУК «ПММБ им. И.Л. Шумилова» Ирина Сливцова
Список используемой литературы:
Лихачев Д.С. Заветное / Д.С.Лихачев.- М: Издательский и образовательный центр «Детство. Отрочество. Юность», 2006.- 271 с., ил.
Лихачев Д.С. Мысли о жизни; Письма о добром / Лихачев Д.С..- М: КолЛибри; Азбука-Аттикус, 2014.- 576с., ил.