logotype
Павловская межпоселенческая модельная библиотека им. И. Л. Шумилова
Павловский район, Алтайский край

«Уроки нравственности Валентина Распутина» (литературный час)

Слайд 1. «Уроки нравственности Валентина Распутина»: по страницам произведений В. Распутина.

К 85-летию со дня рождения. Литературный час

Слайд 2. Ведущий 1.Современники часто не понимают своих писателей или не осознают их истинного места в литературе, предоставляя будущему давать оценки, определять вклад, расставлять акценты. Примеров тому достаточно. Но в русской, советской литературе есть имена несомненные, без которых представить ее уже не сможем ни мы, ни потомки. Одно из таких имен – Валентин Григорьевич Распутин.

«Я уверен, что писателем человека делает его детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать все то, что дает ему затем право взяться за перо. Образование, книги, жизненный опыт воспитывают и укрепляют в дальнейшем этот дар, но родиться ему следует в детстве» – писал Распутин в иркутской газете «Советская молодежь». И собственный его пример лучше всего подтверждает верность этих слов.

Слайд 3. Русский писатель, публицист, общественный деятель, действительный член Академии российской словесности, почётный профессор Красноярского педагогического университета им. В. П. Астафьева, почётный гражданин города Иркутска, почётный гражданин Иркутской области. Автор многих статей, посвященных литературе, искусству, экологии, сохранению русской культуры, сохранению озера Байкал. Повести, рассказы, очерки и статьи В.Г. Распутина переведены на 40 языков мира. Многие произведения поставлены в театрах страны, экранизированы.

Ведущий 2. Наиболее известные произведения: повести «Деньги для Марии» (1967), «Последний срок» (1970), «Живи и помни» (1974), «Прощание с Матёрой» (1976), «Дочь Ивана, мать Ивана» (2003), рассказы «Встреча» (1965), «Рудольфио» (1966), «Василий и Василиса» (1967), «Уроки французского» (1973), «Век живи – век люби» (1981), «Наташа» (1981), «Что передать вороне?» (1981); книга очерков «Сибирь, Сибирь…» (1991).

Слайд. 4. Родился В.Распутин 15 марта 1937 года в Иркутской области, в поселке Усть-Уда, расположенном на берегу Ангары, в трехстах метрах, в приютившейся неподалеку деревне, с красивым именем Аталанка. Этого названия мы не увидим в произведениях писателя, но именно она, Аталанка, явится нам и в «Прощании с Матерой», и в «Последнем сроке», и в повести «Живи и помни», где отдаленно, но явно угадывается созвучие – Атамановка. Природа, ставшая близкой в детстве, оживет и заговорит неповторимым своим языком в книгах. Конкретные люди станут литературными героями.

Слайд 5. Сознательное детство его, тот самый «дошкольный и школьный период», который дает человеку для жизни едва ли не больше, чем все оставшиеся затем годы и десятилетия, частично совпал с войной. В первый класс Аталанской начальной школы, будущий писатель пришел в 1944 году. И хотя здесь не гремели бои, жизнь, как и везде, была трудной, полуголодной. «Для нашего поколения был очень труден хлеб детства» – отметит спустя десятилетия писатель. Но о тех же годах он скажет и более важное, обобщающее, что найдет затем отражение в его творчестве. «Это было время крайнего проявления людской общности, когда люди против больших и малых бед, держались вместе».

Здесь же, в Аталанке, научившись читать, Распутин навсегда полюбит книгу. Чтение для него не было просто удовольствием, не требующим умственных усилий, или развлечением, – оно было и осталось работой над собой, и работой немалой.

Мать – Нина Ивановна Чернова, отец – Григорий Никитич Распутин. Сохранилось здание поликлиники, в котором родился будущий писатель. При затоплении оно было разобрано и перенесено в новый поселок Усть-Уда. В 1939 г. родители переехали поближе к родственникам отца, в Аталанку. Бабушка писателя по отцу – Мария Герасимовна (в девичестве Вологжина), дед – Никита Яковлевич Распутин. По матери бабушку и дедушку мальчик не знал, мать была сиротой.

Окончив, 4 класса в Аталанке, Распутин хотел продолжить учебу, но школа находилась в районном центре Усть-Уда, а это 50 км от деревни. Каждый день не наездишься – надо было перебираться туда, жить одному, без семьи, без родителей. Матери трудно было одной, в те голодные годы поднимать троих детей, не легче было отпустить и старшего из них – Валентина практически в смостоятельную жизнь в таком возрасте. Но она решилась и, как узнаем мы из рассказа «Уроки французского», съездила в райцентр, договорилась со своей знакомой. И Валентин переехал в райцентр. Так в 11 лет началась самостоятельная жизнь. Был голод. Но он учился на совесть. И его знания оценивали только на «отлично», кроме, разве что, французского: не давалось произношение, шпарил по-французски на манер наших деревенских скороговорок.

Слайд 6. Ведущий 1. О том, как чувствовал себя подросток в незнакомом городе, о чем он думал и чем занимался, можно узнать из рассказа «Уроки французского».

Усть-Удонскую среднюю школу Валентин Григорьевич закончил в 1954 году. А через два месяца уже успешно сдал вступительные экзамены и стал студентом 1-го курса истрико-филологического факультета Иркутского государственного университета.

Слайд 7. Годы учебы в университете проявили, оттенили его большую любовь к родной деревне, к Ангаре, тем, местам, где прошло раннее детство.

Первые публикации Распутина совпали с годами учебы в университете. 30 марта 1957 года появился на страницах газеты «Советская молодежь» первый материал Распутина. Стали появляться очерки. В 1966 году родилась книга очерков «Край возле самого неба». В том же году выходит книга очерков «Костровые новых городов».

Первый рассказ, написанный будущим писателем, назывался «Я забыл спросить у Лешки», опубликован в альманахе «Ангара», и книга «Человек с того света» начинается с него.

Слайд 8. 15 марта 2017 года в деревянном здании конца 19 века открыли музей Валентина Распутина в Иркутске. В этом доме он никогда не жил, адресом его места жительства была улица 5-ой Армии, 67. Последние годы Распутин провел в Москве.

Что касается дома-музея в Иркутске, он очень похож на те, что стоят в селе Аталанка далекого Усть-Удинского района Иркутской области, откуда родом писатель.

Сын прозаика Сергей Распутин передал в музей Валентина Распутина в Иркутске его личные вещи и предметы быта. Так был воссоздан его рабочий кабинет, где все на своих местах – и стол, и книжный шкаф, и лампа, и часы, и пишущая машинка. Даже карандаши, которыми он работал. Здесь же коллекция колокольчиков, их Валентин Сергеевич коллекционировал. Вдова писателя Ольга Лосева отправила в дар музею его рукописи и документы.

Музей Валентина Распутина в Иркутске не мемориальный, так что волю автора учли. Тут кипит научная и литературная жизнь, проводятся научные исследования.

Особая гордость – электронный словарь языка Распутина, которым написаны его произведения, вобравшие в себя сибирские говоры. Документальные фильмы в музее знакомят с ушедшим уже 20 веком, когда писатель создавал свои произведения.

По трем первым книгам явно виден переход Валентина Григорьевича от журналистики к художественной литературе. Большое влияние на судьбу писателя оказал Читинский зональный семинар начинающих писателей. Он состоялся в сентябре 1965 года. О том, насколько семинар был представительным, говорят хотя бы фамилии его руководителей – Виктор Астафьев, Анатолий Иванов, Антонина Коптяева, Виль Липатов и др.

Участником семинара был и будущий знаменитый драматург Александр Вампилов, который стал большим другом писателя. Совещание было не просто полезным, но и счастливым для писателя событием, не только потому, что в те дни его публикации появились в столичной печати, но и потому, что, в первую очередь, все поверили в его талант прозаика.

Слайд 9. Ведущий 2. В числе других Валентин Григорьевич был рекомендован в члены Союза писателей СССР. Встречи, само по себе общение с коллегами, новые, более высокие критерии мастерства, все это дало себя знать. Валентин Григорьевич еще продолжает публиковать очерки, но большая часть творческой энергии уже уходит на рассказы. И, как итог, всего этого периода – одно из замечательных произведений писателя, лучшее произведение тех лет – рассказ «Василий и Василиса», от которого потянулась прочная и явная нить к будущим повестям. Напечатан рассказ в 1967 году. В нем, как в капле воды, собралось то, что не повторится в точности потом, но с чем мы, тем не менее, не раз еще встретимся в книгах В.Г.: старуха с твердым характером, но с большой милосердной душой; природа, чутко прислушивающаяся к переменам в человеке, вещий сон.

Слайд 10. Всю жизнь прожили рядом Василиий и Василиса. Рядом, но не вместе, потому что 30 лет он живет в амбаре, она – в избе, с выросшими детьми, и даже разговора между ними не получается. Не смогла Василиса простить мужу давней довоенной обиды. Да и обида ли это, не большее ли? Однажды, напившись, «он схватил топор, лежавший под лавкой, и замахнулся, Василиса, до смерти перепугалась, закричала не своим голосом и выскочила из избы. В ту ночь у нее случился выкидыш. Вернувшись домой, она расстолкала Василия и показала ему на порог: «Выметайся!»

Слайд 11. 20 лет прожили они вместе, у них было семеро детей, но то, чему стал виной Василий – гибель будущего ребенка – она не смогла простить. И на войну проводила без слез, и встретила потом без радости, и на порог так и не пустила. Он работал на золотых приисках, уходил в тайгу, пытался вновь устроить свою личную жизнь вместе с доброй хромоногой Александрой, Василиса словно ничего не замечала. Кажется, все у них теперь настолько разное, что нет ни одной точки соприкосновения, пересечения. Это подчеркивается и описанием их ритма жизни, окружающего быта.

Что же не дает ему вовсе уйти? Болезнь и нежелание оставить детей? Так они выросли, сами родителями стали. Неумение устроить жизнь в другом месте? Вряд ли это удержало бы? Чувства, питаемые им к Василисе? Может быть. Но главное, видимо, в том, что не давало покоя вина, осознанная им, тот моральный долг, который нечем вернуть жене, кроме как самим собою. Ему оставалось только жить, и Василий жил, не слишком задумываясь с годами о том, почему он живет именно так и именно здесь: он понимал, что так надо. И только к концу рассказа, мы догадываемся в чем она, мудрость этого простого «надо». Он, Василий, не мог умереть вдали от жены. Грех, совершенный им десятилетия назад, был столь велик, что даже жизнью его не искупить: ни словами, ни лаской, ни посылами – ничем, и только когда смерть заглядывает в этот амбар к старому, больному человеку, только тогда и Василиса в состоянии, нет – не забыть! – отпустить ему грех («он подает ей руку, она пожимает ее и, всхлипывая, поднимается»), сам он в состоянии вздохнуть вольнее («Теперь иди, лежит и улыбается»). Не так жизнь прожита – но о том живым и судить. Для него главное, – так хотя бы умереть, не унести с собою ту тяжесть, которая висела на душе долгие десятилетия. И она это понимает. Глубинная, корневая этика диктовала свои законы, не подчиниться которым нельзя.

С рассказа «Василий и Василиса» начинается новый период в творчестве В.Г., к этому времени уже перешел на профессиональную литературную работу. Он стал самостоятельным писателем, прозаиком – со своим стилем, взглядом на мир, своей эстетической концепцией, которую в дальнейшем будет активно утверждать.

Слайд 12. Ведущий 1. А летом того же 1967 года в печати появляется повесть «Деньги для Марии», сразу привлекшая к тридцатилетнему автору пристальное внимание критики, принесшая ему всесоюзную славу. Повесть была опубликована в 1967 году в альманахе «Ангара». Именно с повестью «Деньги для Марии» связывает критика появления в литературе большого самобытного писателя. То основное, именно распутинское и ничье больше, что угадывалось в рассказах, здесь проросло явно, сильно, упруго, чтобы затем утверждаться и впоследующих повестях: человек и люди, бытие и быт, материальное и духовное, жестокость и милосердие, добро и зло. Эти извечные нравсвенные категории, воплощенные в образах героев, писатель, затем будет исследовать постоянно. Именно она, нравственность жизни, станет, начиная с этой повести, непреложной доминантой его творчества.

Есть произведения, удерживающие внимание лишь движением сюжета – интригой, быстротой и частой переменой ситуаций, динамизмом действия. Повести В.Распутина – иные. Основное в них – движение души, ее самостоятельная жизнь. И настолько движение мощно, настолько жизнь драматична, что затем уже невозможно выйти из этого потока, как невозможно бывает отказать именно к тебе обращенной просьбе, не заметить именно на тебя направленный взгляд.

Слайд 13. Ведущий 2. У Марии, продавщицы единственного на всю деревню магазина, ревизор обнаружил недостачу, и немалую, в 1 тыс. рублей. Надо срочно, в течение пяти дней, вернуть их в кассу, иначе Марии не миновать тюрьмы. В доме таких денег, отродясь не было, и тут тракторист Кузьма, решает собрать эту тысячу, как говорится, с миру по нитке, взять в долг у кого сколько можно. Как видим, внешне ситуация предельно проста. Но ведь и жизнь сама по себе, в сущности, проста. Сложность ее в том, что все мы, создающие трудности и приносящие счастье, разные. И чужая беда, как, может быть, ничто другое, высвечивает в каждом его истинное, внутреннее лицо.

Беда – как надлом, боль, разлад: насколько люди могут оставаться чужими? И можно ли спокойно жить, зная о том, что кто-то страдает?

В «Деньгах для Марии» В.Г. взял момент, когда сама жизнь словно застыла в недоумении немого вопроса: как из-за этих вот бумажных денег человек погибает, лишается свободы, обездоливает детей, а те, у кого эти деньги есть, могут их не дать? Возможно ль? К тому же не насовсем, а в долг, – и не дать? Тем самым признать преобладание условной временной ценности над ценностью непреложной и постоянной, единственно неизменной – человеком? Да может ли такое быть.

Эта повесть принесла Распутину не только признание читающей публики и критики, но и всемирную славу: повесть не раз переиздавалась, по ней была создана пьеса, поставленная в Москве, затем в Германии, книга выходила в Праге, Барселоне, Хельсинки, Токио.

Слайд 14. Ведущий 1. «Последний срок» – повесть, которую сам писатель назвал самой главной из своих книг, начинается с фразы «старуха Анна лежала на узкой железной кровати, возле русской печки и дожидалась смерти, время, для которой вроди приспело: старухе было под восемьдесят, – и заканчивается фразой «ночью старуха умерла».

Внешне события просты: дети приезжают к умирающей матери. Три дня проводят в томительном ожидании, и наконец, уезжают с надеждой, что их мать поживет еще на белом свете… А мать умирает в ту же ночь, после отъезда детей. Но в центре повести – целый круг серьезнейших и важных проблем.

«Последний срок» заставляет думать о достоинстве личности перед жизнью и смертью, учит достоинству перед собой и перед людьми, то есть затрагивает главные вопросы бытия человеческого

Жизнелюбие – вот, пожалуй, существенное, основное в повести. Старуха Анна – неграмотная, простая женщина, доживающая последние дни на этом свете, хранит в себе высокие нравственные ценности, народной души. И не только хранит, но и стремится передать их детям своим.

Повесть «Последний срок», над которой В.Г. начал работать в 1969 году, впервые опубликована в журнале «Наш современник» в 1970 г. Повесть переведена на многие языки.

Повесть «Живи и помни» – об этой повести написано столь много и у нас, и за рубежом, сколь вероятно, ни о каком произведении, она издавалсь около 40 раз, в том числе на иностранных языках. Одной из лучших книг о Великой Отечественной войне, назвал ее писатель Виктор Астафьев, отметив «потрясающую глубокую трагичность»; о признании говорит и то, что опубликованная в 1974 году в журнале «Наш современник», она была удостоена в 1977 году Государственной преми СССР.

В чем сила этого произведения, и почему оно вызвало такой интерес, привлекло к себе всеобщее внимание, стало в ряд поистине выдающихся, классических книг современности.

Слайд 15. Ведущий 2. «Живи и помни», как никакое другое произведение этого писателя, являет собою именно трагедию. Во-первых, это путешествие вглубь человеческой души до того уровня, где добро и зло еще не столь явно разделены, чтобы бороться между собой. Во-вторых, эта новаторская, смелая повесть – не только о судьбах героя, но и о соотношении их судеб с судьбой народной в один из драматических моментов истории.

Некоторые иссследователи определили повесть, в первую очередь, как произведение о дезертире, человеке, сбежавшем с фронта, предавшем товарищей. Но это результат поверхностного прочтения. Сам Распутин не раз подчеркивал: «Я писал не только и меньше всего о дезертире, о котором, не унимаясь, талдычат почему-то все, а о женщине.

И критики, основывающиеся не только на внешнем движении сюжета, но, в первую очередь, на внутренней философии характеров, отмечали, что повесть – не о дезертире, а о русской женщине, великой в своих подвигах и в своих несчастьях, хранящей корень жизни.

В повести показано, как человек, нарушив долг, тем самым ставит себя, пытаясь спасти жизнь, вне жизни. Даже самые близкие люди, его жена, отличающаяся редкой человечностью, не может спасти его, ибо он обречен своим предательством.

Редкая человечность Настены и обреченность Андрея. В этом изначальная трагедия – трагедия глобальной несовместимости, разрешить которую даже не может сила любви, ибо и любовь разбивается о предательство.

Слайд 16. Любила ли Настена Андрея? Сначала чувство благодарности. Затем – чувство вины. Это была любовь – привычка, любовь – жаление. Другой Настена и не ведала, да и не доведется ей изведать, потому что одним из главных правил в ее жизни была верность. А Андрей? Он думал о себе, и изначально о себе и только о себе, чем уже отделил себя от других, поставив вне общества, внутренне сделал себя изгоем.

Кто он, этот человек, и что позволило ему совершить поступок, презираемый всегда и везде, не зависимо от века и национальности. Прежде всего, эгоизм. На все и на всех он обижен, и автор тщательно подчеркивает эти обиды Гуськова, заостряя на них внимание. Настена нужна ему лишь как добытчик – принести ружье, спички, соль. Надо обладать характером этой женщины, чтобы понять Гуськова.

Образ Настены – эпический центр повести. Она, а не Гуськов, главная героиня повести. И трагизм заключается, помимо прочего, в том, что они, бесконечно далекие друг от друга по своему характеру, мирочувствованию, душевной структуре, вынуждены быть вместе, называться мужем и женой. Дезертир Гуськов и добровольно принимающая на себя его вину Настена, предельно эгоистичный, замкнутый, погрязший в разладе с собой и людьми муж, и взявшая на себя его ответственность за это жена, чьи благородство, распахнутость миру и высочайшая нравственная культура способны служить эталоном добродетели. Конечно, Настена сама себя поставила в очень сложное положение. Теоретически, она могла бы, догадавшись о возвращении мужа, избегать встреч с ним, (но она сама их искала), могла прогнать его (но помогала, пошла на воровство, отнесла ему ружье, продукты); могла, наконец, выдать, тем самым облегчив и его, и свою участь (но это ей и в голову не приходило). Так что же могла? В том то и дело, что нет. Но не вина это ее и не беда – это единственная возможная для нее форма существования: жалеть, отдавать. Сочувствовать, пока есть силы.

Кто же мог подумать, что этим замечательным человеческим качествам жизнь уготовит такое испытание?

И впервые, может быть, в жизни чувствует она душевный разлад, дискомфорт, разлом. Права перед собой – не права перед людьми; помогает Андрею – значит, предает тех, кого и он предал, честна перед мужем – грешна в глазах свекора, свекрови и всей деревни. В конце концов, Настена гибнет. Деревня Настену не осудила: односельчане не позволили ее зарыть на кладбище утопленников, а предали земле среди своих.

Гуськов платит высшей платой: никогда ни в ком он уже не продолжится; никогда и никто не будет понимать его так, как Настена. С этого момента уже не важно, как он, услышавший шум на реке, и приготовившийся скрыться, будет жить дальше: дни его сочтены, и проведет он их как и прежние, по- звериному.

Умереть должен Гуськов, а гибнет Настена, это значит, дезертир умирает дважды, и теперь уже навсегда.

«Живи и помни» впервые была опубликована в 1974 году, а спустя 2 года – в 1976, наряду с поистине триумфальным шествием повести «Живи и помни» стало приобретать широкую известность новое произведение писателя – повесть «Прощание с Матерой».

Слайд 17. Память человеческая, прежде всего, связана с местом, где ты родился, где стоит твой дом, где похоронены предки твои. Если на глазах у тебя исчезает с лица Земли гнездо твое, то это ощущаешь как проявление непрочности мироздания, зыбкости бытия. Проходя по тому месту, где когда-то стоял твой дом, а теперь расположено что-то совсем другое, ты обязательно ощущаешь боль невосполнимой утраты и свое бессилие перед неподвластными твоей воле устремлениями, которые управляют нашей жизнью по неведомым и непонятным законам. Материнцев навсегда лишают памяти об их родном доме, и теперь ощущение неприкаянности, непрочности бытия, в широком смысле слова, останется с ними навсегда.

И ничто уже не заменит родного угла, который необходим каждому человеку. Тягу к нему не истребить, никаким благосостоянием и прочими благами индустриального общества. Тоска по Матере не умрет с последним его жителем и будет усиливаться до тех пор, пока чем-то не разрешится.

Повести Вал. Григ. всегда поднимают злободневнейшие проблемы. Эта же повесть ставит в полную силу вопрос о наших корнях, о нашей памяти, о нашем прошлом и будущем.

В беседе с журналистами писатель говорил «На Матеру уже вернуться нельзя, остров затопило. Придется вместе с жителями деревни, котрые мне дороги, перебраться в новый поселок и посмотреть, что станет с ними».

Писатель, спустя 10 лет, выполнит обещание: в повести «Пожар» он покажет нам жизнь, быт и бытие людей, согнанных с насиженного места и переселенных из разных деревень в один поселок.

Слайд 18. Ведущий 1. Всеобъятное чувство любви Валентина Григорьевича Распутина к краю, где он родился, выразилось во многих его произведениях – в повести «Прощание с Матёрой» (1976), в книгах очерков «Сибирь, Сибирь…» (1991), «Моя и твоя Сибирь», в рассказах «Вниз и вверх по течению» (1972), «Век живи – век люби» (1981), «На родине» (1999), «В непогоду» (2003). Обращение к истории освоения края в книге «Сибирь, Сибирь…» стало для писателя средством показать соотечественникам, что они теряют. Книга-откровение, книга-колокол выразила нестерпимую боль писателя за свою малую и большую родину.

Слайд 19. Велика и тиха была забота Валентина Распутина о своей Аталанке, куда он часто приезжал, пока жива была мама Нина Ивановна, куда он привозил своих столичных друзей, и куда он продолжал ездить, когда мамы не стало.

Оставалось что-то важное для Валентина Распутина в этих местах, что заставляло его постоянно приезжать сюда. Приезды на родину – в Аталанку и Усть-Уду – были необходимы писателю. Они дарили вдохновение и надежду. Красота ангарской природы, разговоры с людьми питали душу светлыми чувствами. Здесь хорошо писалось – в родном доме из двух комнат, около рано состарившейся мамы, рядом с удивительными по красоте закатами над Ангарой. Сохранилось письмо в Усть-Удинскую школу, написанное Валентином Григорьевичем в 1997 г.: «Встречи в родной Усть-Уде были для меня и радостью, и утешением, и надеждой – надеждой! – в то, что Россия жива и будет жить, и спасётся она такими людьми, которые живут на моей Родине. Это чувство и эту уверенность во мне уже ничем не убрать; и с этим настроением я и буду теперь жить и работать» (из архива школьного музея п. Усть-Уда).

Слайд 20. В 1985-1986 г. Валентин Распутин вместе с писателями С. Залыгиным, В. Астафьевым, В. Беловым и другими выступил против государственного проекта переброса сибирских рек в Казахстан и Среднюю Азию. Проект мог иметь необратимые для природы и культуры результаты, закончившись экологической катастрофой не только для сибирского региона, но и для человечества в целом. Письма, выступления, статьи писателей раскрывали масштабы экологической, культурной и этической опасности проекта. В результате обращений народа с тысячами подписей, оппозиции ученых и специалистов, правительство пересмотрело решение и признало проект нецелесообразным.

В 2009 г. по инициативе Валентина Распутина была предпринята поездка по Ангаре с целью запечатлеть судьбу деревень и их жителей, переселенных с мест затопления Братской ГЭС, и деревень, которые затапливали при пуске Богучанской ГЭС. Под водой оказались сожженные дома, школы, земля, кормившая людей, со скрытой в ее недрах древнейшей культурой, а вместе с землей и оторванными от нее людьми – традиции русского народа. Фильм о судьбе «изумрудной красавицы Ангары» – «Река жизни» (режиссёр С. Мирошниченко, 2011г.) – получился трагическим, прощальным. Но слово писателя должно было быть сказано в память о родной природе, земле и реке-кормилице.

Письма, хлопоты, беседы на самых высоких государственных уровнях по вопросам, по которым обращались к нему жители родных ему деревень Усть-Уды и Аталанки, всего края, не проходили даром. Люди видели результаты народного ходатая. Для Валентина Григорьевича не было чужих дел – чужое становилось первостепенным и лично важным для него. Наверно, по-другому и быть не могло в сердце, полном сыновней любви и благодарности к Сибири, Родине.

Слайд 21. Ведщий 2. «Добролюбие – вот что привлекает в героях распутинских рассказов, в которых ищет и находит свое место гармония, какое-то неистребимое стремление к ладу с собою, с людьми, с природой. Век люби, ибо в ней, в любви, вся сила, держащая этот свет, не дающая ему пропасть; в ней вся сущность человека – может, для того он и явлен миру, чтобы облагородить, согреть его своею любовью». ( И.А.Панкеев).

Источники: Панкеев И.А  Валентин Распутин: По страницам произведений.- М: Просвещение,1990.-144 с., ил.- (Школьникам – о соврем. сов. писателях)

http://vgrasputin.ru/ – Дом  – музей В.Г.Распутина в Иркутске

Материал подготовлен зав. отд обслуживания ПММБ им. И. Л.Шумилова Гончаренко Т.Н. и зав. отд. методического руководства и комплектования фондов ПММБ им. И. Л. Шумилова Косихиной Н.А.