logotype
Павловская межпоселенческая модельная библиотека им. И. Л. Шумилова
Павловский район, Алтайский край

А.С. Пушкин (1799-1837) – коллекция Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина

6 июня ежегодно отмечается День русского языка, учреждённый Организацией Объединённых Наций в 2010 году, и день рождения великого русского поэта, основоположника современного русского литературного языка Александра Сергеевича Пушкина.

Электронный фонд Президентской библиотеки содержит более 400 различных материалов, рассказывающих о жизни и творчестве поэта.

Коллекция А. С. Пушкин (1799–1837) включает книги, журнальные статьи, архивные дела и фильмы, содержащие биографические сведения; работы, посвящённые анализу произведений Пушкина и его места в литературной жизни общества.

Величайший русский поэт, прозаик, драматург, публицист, критик, основоположник новой русской литературы и языка Александр Пушкин родился в Москве 6 июня (26 мая по старому стилю) 1799 года.

«Во дворе коллежского регистратора Ивана Васильевича Скварцова, у жильца евомоэора Сергия Львовича Пушкина родился сын Александр. Крещён июня 8-го дня», – гласит запись в метрической книге, приведённая писателем Викентием Вересаевым в «систематическом своде подлинных свидетельств современников» «Пушкин в жизни» (1928), доступном на портале Президентской библиотеки.

Там же, в воспоминаниях об Александре его брата, Льва Пушкина, говорится, что «страсть к поэзии проявилась в нём с первыми понятиями: в восьмом году возраста, умея уже читать и писать, он сочинял на французском языке маленькие комедии и эпиграммы на своих учителей».

Самые ранние из сохранившихся стихотворений поэта, датированные периодом между 1809 и 1811 годом, известны сегодня благодаря Ольге Пушкиной (в замужестве — Павлищевой). Их записал с ее слов, а позже опубликовал в «Материалах для биографии А.С. Пушкина» историк литературы и литературный критик Павел Анненков:

«Первые попытки авторства, вообще рано проявляющиеся у детей, пристрастившихся к чтению, обнаружились у Пушкина, разумеется, на французском языке и отзывались влиянием знаменитого комического писателя Франции [Мольера]. Пушкин любил импровизировать комедийки и, по общему согласию с сестрой, устроил нечто вроде театра, где автором и актером был брат, а публикой — сестра. Раз как-то публика освистала его пьесу «L’Escamoteur» [«Похититель»]. Автор отделался от оскорбления эпиграммой, сохранившейся доселе в памяти тогдашнего судьи»:

«Скажите мне, почему «Похититель»

Освистан партером?

Увы, потому что бедный автор

Похитил его у Мольера».

                                        (Пер. с франц.)

О лицейских годах поэта историк литературы, филолог Александр Кирпичников в «Очерках по истории новой русской литературы» (1903) сообщает: «Раннее развитие, по-видимому, не сблизило Пушкина с его родителями: его характер продолжали исправлять, ломая волю, а он оказывал энергичное сопротивление — и с удовольствием ожидал момента, когда ему придется покинуть родительский дом. И новым домом для будущего поэта стал Лицей».

О лицейской жизни Пушкина можно узнать из «Рассказов о лицейской жизни Пушкина» Александра Слонимского, который в 1936-1937 гг. году работал над биографией Пушкина для детей, и опубликовал первые отрывки из нее в февральском выпуске ежемесячного журнала для детей среднего и старшего возраста «Костер», доступном на портале Президентской библиотеки.

«Когда ему пошел двенадцатый год, родители решили отдать его в какое-нибудь учебное заведение. Дядюшка Василий Львович, известный поэт, советовал отвести Александра в Петербург и поместить его в иезуитский коллегиум. Может быть, Александра Пушкина так и отдали бы на воспитание иезуитам. Но вот в январе 1811 года в «С. Петербургских ведомостях» было объявлено, что в Царском селе открывается новое воспитательное учреждение для благородного юношества – Лицей. Однако добиться приема в Лицей оказалось не так-то просто. Туда принимали только отличнейших воспитанников числом не более 50. Для того, чтобы определить туда Александра, необходимо было содействие влиятельного лица. Им оказался Александр Иванович Тургенев – старый друг Сергея Львовича. Отвезти Александра в Петербург взялся дядюшка Василий Львович. Отец плакал, провожая сына, а тетушка Анна Львовна подарила ему 100 рублей на орехи. Эти 100 рублей Василий Львович взял себе на хранение, чтобы Александр не потерял их, но потом так и не отдал – вероятно забыл .Впоследствии, через 14 лет, живя в ссылке в Михайловском, Пушкин как-то шутя напомнил дядюшке о невозвращенных деньгах. По этому поводу в августе 1825 года Пушкин послал через поэта Вяземского Василию Львовичу такую шутливую бумагу:

 «1811 года дядя мой Василий Львович, по благорасположению своему ко мне и ко всей семье моей, во время путешествии из Москвы в Санкт-Петербург, взял у меня взаймы 100 рублей ассигнациями, данных мне на орехи покойной бабушкой моей Варварой Васильевной Чичериной и покойной тетушкой Анной Львовною. Свидетелем оного займа был известный Игнатий; но и сам Василий Львович, по благородству сердца своего, от оного не откажется. Так как оному прошло уже более 10 лет без всякого с моей стороны взыскания или предъявления, и как я потерял уже всё законное право на взыскание вышеупомянутых 100 рублей (с процентами за 14 лет, что составляет более 200 рублей), то униженно молю его высокоблагородие, милостивого государя дядю моего, заплатить мне сии 200 рублей по долгу христианскому — получить же оные деньги уполномочиваю князя Петра Андреевича Вяземского, известного литератора.

Коллежский секретарь Александр Сергеев сын Пушкин.

15 августа 1825. Село Михайловское.

«Вы помните: когда возник Лицей,

Как царь для нас открыл чертог царицын.

И мы пришли. И встретил нас Куницын

Приветствием меж царственных гостей

А. С. Пушкин, «Была пора: наш праздник молодой» (1836)

В Лицее Пушкин проучился шесть лет, обрёл настоящих друзей, начал формировать собственный поэтический слог и получил первое признание.

«Прежде всего поражает масса того, что написано Пушкиным в лицее: его стихотворения этой эпохи, числом около 130, составляют целую порядочную книгу, — сообщает Я. К. Грот в издании «Пушкин, его лицейские товарищи и наставники». — Такая производительность, при достоинствах написанного, указывает уже на могущество таланта. Можно сказать, что Пушкин, поступая в лицей двенадцати лет от роду, по своим занятиям и связям уже был литератором». «Пушкина, — по мнению Грота, — надо считать главным творцом и хранителем идеи товарищеского братства, перешедшей во всей своей теплоте к последующим поколениям лицеистов».

«Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен —

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз, – напишет Пушкин в стихотворении 19 октября 1825 года.

Вопреки расхожему мнению, после окончания Лицея Пушкин не посвятил всего себя исключительно поэзии и «чистым негам», а поступил на службу, как и остальные выпускники. После окончания лицея в 1817 году Александр Пушкин переехал в Петербург и был зачислен на службу в Коллегию иностранных дел. Александр Кирпичников далее отмечает: «Жизнь, которую вёл Пушкин в Петербурге в продолжение трёх зим (1817–1820 г.) была очень пёстрая… Он скорее числился на службе, чем служил. <…> Но главная его работа, как и главное его наслаждение, – творчество, и стихи – для него единственное средство проявления своей внутренней жизни». Его политические стихи вызвали недовольство Александра I и в 1820 году он отправился в «южную» ссылку – на Кавказ, в Крым, в Кишинёв и Одессу, хотя в официальных документах она значилась переводом на новое место службы. А уже летом 1824 года поэта окончательно уволили и сослали в имение Михайловское в Псковской губернии, где он провел два года — до коронации Николая I, который пообещал Пушкину быть его личным цензором.

Возвращение Пушкина из ссылки было триумфальным: общество сочло его одним из главных событий нового царствования. В 1828 году на одном из московских балов поэт познакомился с Натальей Гончаровой и спустя год сделал ей предложение. Мать Гончаровой посчитала, что её на тот момент 16-летняя дочь была слишком мала для брака, но окончательного отказа Пушкин не получил. Он уехал в действующую армию Ивана Паскевича на Кавказ, куда его гнала «непроизвольная тоска». Весной 1830 года Пушкин вернулся в Москву и получил долгожданное согласие, однако многочисленные переговоры о приданом саму свадьбу отсрочили. В августе этого же года умер дядя Пушкина, Василий Львович, и поэт отправился в Болдино, чтобы вступить в наследство.

Эта осень стала для Пушкина знаменитой «Болдинской осенью». Александр Кирпичников рассказывал: «…в конце августа 1830 г. он поехал в Болдино (Нижегор. губ.), часть котораго отец выделил ему в виду женитьбы, чтобы устроить залог имения и воспользоваться осенним временем для творческой работы. Вследствие холеры и карантинов, поэт оставался в Болдине три месяца в полном уединении, но с таким приливом вдохновения, какого у него давно не бывало».

В это время Пушкин писал своей невесте: «В окрестностях у нас choleramorbus (очень миленькая персона). И она может удержать меня дней двадцать лишних». По-другому звучат письма другу, критику и поэту Петру Плетнёву: «Ты не можешь вообразить, как весело удрать от невесты, да и засесть стихи писать. <…> …пиши дома сколько вздумается, никто не помешает. Уж тебе я наготовлю всячины, и прозы и стихов». Пушкин сдержал обещание. 3 месяца холерного карантина в Болдине были временем настоящего творческого взлёта. Вернувшись, он сообщил Плетнёву: «…я в Москве с 5 декабря. <…> …Я в Болдине писал, как давно уже не писал. Вот что я привёз сюда: 2 последние главы Онегина, 8-ю, 9-ую, совсем готовые в печать. Повесть писанную октавами (стихов 400)… Несколько драматических сцен, или маленьких трагедий, имянно: Скупой Рыцарь, Моцарт и Сальери, Пир во время чумы, и Д. Жуан. Сверх того написал около 30 мелких стихотворений. <…> Ещё не всё (весьма секретное): написал я прозою 5 повестей…». Эти и другие письма Пушкина помещены в упомянутом издании Вересаева «Пушкин в жизни».

Весной 1831 года он обвенчался в Москве с Натальей Гончаровой. «Я женат и счастлив, – пишет он Плетнёву через несколько дней. Одно желание моё, чтобы ничего в жизни моей не изменялось: лучшаго не дождусь. Это состояние для меня так ново, что кажется, я переродился», – передаёт слова поэта Кирпичников.

Пушкин вернулся на службу в качестве историографа и потому начал все чаще обращаться к прозе и историческому жанру. В 1833 году, работая над историей Пугачевского бунта, поэт отправился в путешествие по местам восстания, после которого вернулся в Болдино — вновь осенью. Там он начал работу над «Пиковой дамой», создал поэму «Медный всадник» и несколько сказок.

Вскоре Пушкин вернулся в Петербург с намерением выйти из-под опеки двора, но этого так и не случилось: лучшие произведения поэта не прошли цензуру, критика писала об «измельчании» его таланта, а издаваемый Пушкиным «Современник» практически не приносил дохода.

Осенью 1836 года Пушкин пребывал в подавленном состоянии: после смерти матери поэт вёл бесконечные переговоры с зятем о разделе имения, пытался поддерживать на плаву издательство, погряз в долгах. Ситуацию усугубили нарочито явные и настойчивые ухаживания кавалергарда Жоржа Дантеса за Натальей Гончаровой, которые вызвали невероятное количество самых грязных сплетен в обществе. «Потеряв всякое терпение», Пушкин послал приемному отцу Дантеса «в высшей степени оскорбительное письмо», которое и стало формальным поводом для дуэли, состоявшейся 27 января 1837 года на Чёрной речке. Пуля перебила шейку бедра Пушкина и проникла в живот. Для того времени подобное ранение было смертельным, о чем сам поэт знал.

10 февраля (29 января) поэт скончался. Он похоронен на кладбище Святогорского монастыря Псковской губернии, недалеко от села Михайловское.

За вехами короткой жизни Александра Пушкина – необъятная стихия его творчества. «…Пушкин – самое драгоценное, что есть у России, – писал о поэзии Пушкина литературный критик Юлий Айхенвальд в книге «Пушкин» (1916). –…Никогда ещё русское слово не создавало себе такого пира, такого светлого праздника, никогда не достигало оно такого ликования и торжества, как в этом сияющем творчестве, которое претворило в звуки всю благость и всю красоту мироздания. <…> Божественное эхо божественного голоса…».

«В произведениях Пушкина русский язык впервые нашел достойное себя выражение и явился во всём своём величии. Поэтический гений Пушкина был, можно сказать, другом гению русского языка», – эти слова Николая Некрасова вошли в сборник статей «Александр Сергеевич Пушкин» (1905), составленный историком литературы Василием Покровским.

Благодаря поэзии и прозе Пушкина родился русский литературный язык, а «язык есть единящая сила народа, – писал публицист и издатель Михаил Катков в статье из сборника «А. С. Пушкин в его значении художественном, историческом и общественном» (1901) писателя Николая Покровского. – Пушкин заставил не только своих, но и чужих полюбить наш язык…».

Мысль о том, что «Пушкин — наше всё», была высказана в 1859 году Аполлоном Григорьевым и до сих пор остается до конца не распознанной. Аполлон Григорьев, русский писатель и оригинальный мыслитель, считал, что поэты — «глашатаи великих истин и великих тайн жизни», и видел в Пушкине воплощение всего самобытного, особенного, что есть в русском народе, что отличает его сознание и даже образ жизни от представителей других миров.

Возможно, потому, что творчество Пушкина и его жизнь пришлись на время формирования отечественной культуры Нового времени, когда определились ее язык и ее будущность. Именно Пушкину предстояло завершить формирование литературного языка, начатое его предшественниками в XVIII веке. Как писал Иван Тургенев, «ему [Александру Пушкину] одному пришлось исполнить две работы, в других странах разделенные целым столетием и более, а именно: установить язык и создать литературу».

Нет в нашей истории другого поэта, с которым общественное сознание так легко продолжало бы давно начатый разговор «по душам», так живо «аукалось». Причина тому не только в гениальности Пушкина–художника и мыслителя, но в гармоничной цельности его миросозерцания. Кажется, что его тексты содержат естественный отклик и точные ответы едва ли не на все вопросы, встающие перед человеком со дня его рождения до смерти. Пушкин для русского сознания — это и «смутное влеченье чего-то жаждущей души», и «сказка ложь, да в ней намек», и иронично-мудрое «чорт догадал меня родиться в России с душою и талантом», но также и сердечное «веленью Божию, о Муза, будь послушна!» и пронзительное «я жить хочу, чтоб мыслить и страдать»!

Потому и остается он олицетворением всего того загадочного, что до времени хранит русская душа, всегда жаждущая приподняться над обыденностью и суетой повседневности. В свое время это остро почувствовал польский поэт Адам Мицкевич, когда 25 мая 1837 года, в канун 38-й годовщины со дня рождения Пушкина, не дожившего до этого дня, написал во французском журнале LeGlobe: «Пуля, поразившая Пушкина, нанесла интеллектуальной России ужасный удар. Ни одной стране не дано дважды рождать человека со столь выдающимися и столь разнообразными способностями».

Видеоматериалы из фондов Президентской библиотеки:

  • Лелина, Е. И. Историк читает Пушкина: “Сказка о рыбаке и рыбке : [видеолекция] / Е. И. Лелина; Президентская библиотека имени Б. Н. Ельцина. – Изображение (движущееся ; трехмерное). – Санкт-Петербург : Президентская библиотека имени Б. Н. Ельцина , 2015. – (45 мин. 24 с.). – URL: https://www.prlib.ru/item/416394 (дата обращения: 01.06.2021).
  • Гимадеев, Р. А. А. С. Пушкин: служение Отечеству : [видеолекция] / Р. А. Гимадеев ; Президентская библиотека имени Б. Н. Ельцина. – Изображение (движущееся ; трехмерное). – Санкт-Петербург : Президентская библиотека имени Б. Н. Ельцина, 2019. –(35 мин. 49 с.). – URL: https://www.prlib.ru/item/316505 (дата обращения: 01.06.2021).
  • Сокурова, О. Б. Исторические доминанты новой русской литературы: А. С. Пушкин, Ф. М. Достоевский, А. А. Блок : [видеолекция] / О. Б. Сокурова ; Президентская библиотека имени Б. Н. Ельцина. – Изображение (движущееся ; трехмерное). – Санкт-Петербург : Президентская библиотека имени Б. Н. Ельцина, 2015. – (68 мин. 40 с.). – URL: https://www.prlib.ru/item/416466 (дата обращения: 01.06.2021).
  •   “… мой адрес: на Мойке, близ Конюшенного мосту…” : [документальный фильм] / режиссер: Т. Дьяконова ; автор и ведущая: Г. Седова ; оператор: А. Осин ; монтаж: Т. Дьяконова, Л. Арсеньева ; Всероссийский музей А. С. Пушкина ; Президентская библиотека имени Б. Н. Ельцина. – Изображение (движущееся ; трехмерное). – Санкт-Петербург : Всероссийский музей А. С. Пушкина : Президентская библиотека имени Б. Н. Ельцина, 2013. – (13 мин. 36 с.). – URL: https://www.prlib.ru/item/315763 (дата обращения: 01.06.2021).
  • “Мистика власти”: Документальный цикл. Фильм 3.: Императорский круг / реж.: А. Смирнов ; авт. сценария: С. Экштут, Р. Саульский ; Федер. агентство по культуре и кинематографии и Центр нац. фильма. – Изображение (движущееся ; трехмерное). – [Москва] : Федеральное агентство по культуре и кинематографии, 2006. –(26 мин. 01 с.). – URL: https://www.prlib.ru/item/343593 (дата обращения: 01.06.2021).

Материал предоставлен Региональным центром Президентской библиотеки в Алтайском крае