ПРЕЗИДЕНТСКАЯ БИБЛИОТЕКА К 140-ЛЕТИЮ АЛЕКСАНДРА БЛОКА
Поэт, публицист, выращенный Серебряным веком, и пострадавший от Октябрьской революции. Его не стало в 40, хотя он мог бы прожить долгую жизнь, если бы власти не запретили ему отъезд на лечение. Однако голодный послереволюционный Петербург не давал Александру Блоку никаких шансов выздороветь. У поэта не осталось наследников, зато имеется огромное творческое наследие – почти четыре сотни стихотворений и поэм, и самое главное – его мысли.
Александра Блока знают не только как русского поэта, писателя и публициста. Он известен своими переводами и критическими статьями. Навсегда остался классиком русской литературы 20-го века, самым крупным представителем русского символизма.
На портале Президентской библиотеки представлена коллекция «А. А. Блок (1880–1921)», приуроченная к 140-летию поэта, в которую вошли цифровые копии книг, периодических изданий, архивных документов, изобразительных средств и видеоматериалов. В коллекции, например, размещены электронные копии редких прижизненных изданий писателя, воспоминаний современников, фотографии Александра Блока и людей его круга.
В предисловии к книге «А. А. Блок в воспоминаниях современников и его письмах» критик, литературовед, историк литературы Николай Ашукин сообщает биографические сведения о поэте: «Дед – ректор Петербургского университета “в его лучшие классические годы”. Отец Александр Львович – профессор Варшавского университета по кафедре государственного права. Он вскоре разошёлся с женой, и ребёнок воспитывался в семье матери. Детские годы Блока проходили – зимами – в Петербурге, в большой квартире “с массой людей, няней, игрушками и ёлками”, а летом – в “благоуханной глуши маленькой усадьбы Шахматово“».
Саша и его мама всегда были связаны какой-то необычной духовной связью. Мама научила сына любить литературу, с ее помощью он узнал, кто такие Полонский, Бодлер, Фет, Верлен. Они увлекались философскими и поэтическими новинками, могли часами говорить о культуре и политике. Когда Блок сам начал писать стихи, то самым важным и главным для него было мнение матери, ему нужно было ее понимание и поддержка.
В автобиографии, процитированной в издании «А. А. Блок в воспоминаниях современников и его письмах», поэт пишет, что вся обстановка в семье матери способствовала развитию его любви к слову: «С раннего детства я помню наплывающие на меня лирические волны, тогда ещё еле связанные с чьим-либо именем. Запомнилось разве имя Полонского и первое впечатление от его строф: “Снится мне: я свеж и молод, / Я влюблён. Мечты кипят./ От зари роскошный холод / Проникает в сад”». «Сочинять я стал чуть ли не с пяти лет», – писал Блок. Будучи подростком, он с двоюродными братьями выпускал рукописный журнал, ставил сценки и сам в них участвовал.
В 1898-м Блок окончил гимназию и в этом же году стал студентом Петербургского университета. Его привлекала юриспруденция, но после трех лет обучения Александр понял, что ему больше по душе история и философия, поэтому добился перевода на историко-филологический факультет, отдав предпочтение славяно-русскому направлению. Диплом об окончании вуза Блок получил в 1906-м. В студенческие годы он обзавелся многочисленными друзьями, среди которых были Сергей Городецкий, Алексей Ремизов, Сергей Соловьев, его троюродный брат.
Важным моментом становления Блока как поэта стала его женитьба. Его избранницу звали Любовь Менделеева, дочь прославленного российского ученого Дмитрия Менделеева. Их отношения не всегда складывались гладко, были свои сложности и недопонимание, но они страстно любили друг друга, и это помогало преодолевать все преграды на пути к счастью. Жена была для Блока не только любимой женщиной, но и музой, именно она вдохновляла его в творчестве, это ее черты просматриваются в некоторых персонажах стихов поэта. К моменту выхода первого сборника поэта «Стихи о Прекрасной Даме» (1904) накопилось около 800 стихотворений – молодой автор издавал их циклами. Значительная часть поэтических произведений посвящена Любови Менделеевой.
В начале своего творческого пути Блок всей душой потянулся к символизму, движению в литературе, которое проникло в культуру, было новаторским, экспериментальным, не всегда понятным. Стихи, написанные в этом стиле, были полны загадочности, непредсказуемости и недосказанности. Лучшими представителями символизма в Петербурге считались Мережковский и Гиппиус, а в Москве в этом жанре работал Валерий Брюсов. Практически в одно время с дебютом в журнале «Новый путь» в Петербурге, поэзия Блока была напечатана и в московском альманахе «Северные цветы». Очень близким для поэта стал кружок продолжателей и поклонников творчества Владимира Соловьева, который организовался в Москве. Во главе этого кружка стоял молодой и очень перспективный поэт и прозаик Андрей Белый. Вскоре Белый и Блок стали близкими друзьями, а члены этого кружка пополнили ряды поклонников творчества Александра.
«Было ощущение какой-то тихой силы и незаурядности, которая исходила от его молчаливого, приветливого облика, такого здорового и такого внешне прекрасного. А. А. был очень красив в ту пору, я бы сказал: лучезарен, но не озарён. Его строки “Я озарён, я жду твоих шагов…” не соответствовали его лику: в нём не было ничего озарённого, “мистического”, внешне “таинственного”, “романтического”… О, до чего не соответствовал он сентиментальному представлению о рыцаре Прекрасной Дамы, рыцаре в стиле цветных витражей, вот, что всего менее подходило к нему, никакого средневековья, никакого Данте, больше Фауста», – пишет поэт Андрей Белый о первом знакомстве с Александром Блоком в сборнике «А. А. Блок в воспоминаниях современников и его письмах». – Я почувствовал инстинктивно важность, ответственность и серьезность этой встречи. Не знаю почему мне захотелось поделиться впечатлением от встречи с Блоком с очень мне близким А. С. Петровским … помню мое неумение выразить смутное и значительное впечатление от встречи с А. А. Я вдруг рассмеялся и развел руками: «Да знаете – вот уж неожиданным оказался Блок». И в стиле наших шалостей определять знакомых по первой ассоциации, я прибавил: «А знаете на что похож Блок? Он похож на морковь». Так я нарочно расшутил то важное и ответственное, что почувствовал в А.А.»
Сформировавшийся как поэт в атмосфере раннего символизма, Блок, однако, умел слышать реальную жизнь. К выходу первой книги «райская чистота первых видений Блока уже столкнулась с миром фабричных перекрёстков под первыми проблесками уже шедшей революции». После 1905 года Блок почувствовал, что «круг лирики для него тесен». События 1905 года очень повлияли на творчество поэта. Революция вырвала его из привычного восприятия мира, она напоминала стихию, непостоянство природы и это отразилось на его поэзиях. Прекрасная Дама отошла на второй план, вместо нее появилась метель, вьюга, бродяжничество. Блок обращается к образам Снежной Маски, Фаины, Незнакомки. Любовная лирика сама по себе начала играть второстепенную роль.
Именно в то время Блок серьезно увлекся театром и даже стал писать пьесы. Дебютной работой в этом направлении стала пьеса «Балаганчик», которую режиссер Всеволод Мейерхольд поставил в 1906-м на сцене театра Веры Комиссаржевской.
В нём уже вызревали глубоко патриотичные произведения: «Родина», «Скифы», «На поле Куликовом»… «Большая сила, не вмещавшаяся в лирику, рвалась наружу. Оставался только эпос», – читаем в издании «А. А. Блок в воспоминаниях современников и его письмах». Ближе к концу 1900-х Блок отошел от любовной лирики. Теперь в его поэзии преобладает социальная направленность, отношения интеллигенции с простым народом. Стихи того времени ясно показывают, что его индивидуум переживает кризис и упорно пытается найти свое место в этом реальном мире. В его стихотворениях Родина ассоциировалась с любимой супругой, поэтому патриотизм его произведений ставал особым, личностно-индивидуальным.
У Блока никогда не было негативного отношения к советской власти. В отличии от Михаила Пришвина, Анны Ахматовой, Юлия Айхенвальда, Зинаиды Гиппиус, Дмитрия Мережковского, которые выступали с критикой новой власти, Александр принял революцию и даже пошел на сотрудничество с новыми властями.
В то время Блок был достаточно популярным поэтом, и государственное руководство использовало его известность для осуществления своих задумок. Поэта постоянно назначали возглавлять какие-то учреждения или комиссии, в которых он ничего не смыслил и которые были ему абсолютно не интересны.
В 1918 в печати появляется поэма «Двенадцать». Ключевым образом поэмы был Иисус Христос, возглавивший шествие двенадцати красноармейцев. Эта поэма вызвала неоднозначную реакцию литературного сообщества. В настоящее время поэме дана объективная оценка, и ее признали лучшей из того, что было написано в Серебряном веке. Однако в то время современники поэта высказывались о ней резко негативно, особенно их возмутил образ Иисуса. Блок написал эту поэму за месяц, и сразу превратился в персону нон грата. От него отвернулись не только власти, но и коллеги. Они считали его безумцем, а он писал о себе: «Я – гений».
«Давно не писал он ничего подобного поэме своей “Двенадцать“, – отмечает литературовед, социолог, писатель Иванов-Разумник в эссе «Александр Блок. Андрей Белый». – Лицом к революции, лицом к России стоит здесь поэт – и принимает, и понимает, и любит, и скорбит, и видит мировое значение свершающегося. <…> Чёрный вечер – кровь, грязь, преступление; белый снег – новая правда».
«Помню, как-то в июне, два года назад, Гумилёв в присутствии Блока читал в Зубовском институте лекцию о его поэзии и, между прочим, сказал, что конец поэмы «Двенадцать» кажется ему искусственно приклеенным, что внезапное появление Христа есть чисто литературный эффект, – пишет в своих воспоминаниях в сборнике «А. А. Блок в воспоминаниях современников и его письмах» Корней Чуковский. – Блок слушал, как всегда, не меняя лица, по окончании лекции сказал задумчиво и осторожно, словно к чему-то прислушиваясь:
– Мне тоже не нравится конец «Двенадцати». Я хотел бы, чтобы этот конец был иной… Но чем ближе я вглядывался, тем явственнее я видел Христа.
Гумилёв смотрел на него со своей обычной надменностью: сам он был хозяином и даже командиром своих вдохновений и не любил, когда поэты ощущали себя безвольными жертвами собственной лирики. Но мне признание Блока казалось бесценным: поэт до такой степени был не властен в своём даровании, что сам удивлялся тому, что у него написалось, но чувствовал, что написанное им есть высшая правда, не зависящая от желаний, и уважал эту правду больше, чем свои личные вкусы и верования».
Будучи сконцентрированным на проблемах России, поэт продолжал верить в её исключительную роль в истории человечества. Сравнивая своё Отечество с европейскими странами, Блок поражался преобладанию в них материального и прагматичного над духовным началом. И предрекал возможные столкновения двух столь разных систем в новых войнах и противостояниях. Оттого и выдохнул с горечью: «О, Русь моя! Жена моя! До боли / Нам ясен долгий путь!»
«То, к чему мировая история придёт в грядущем, мировая поэзия даёт нам в настоящем», – замечает автор издания «Александр Блок. Андрей Белый». И добавляет: «Двенадцать» и «Скифы» – <…> в области русской поэзии давно не было ничего, что могло бы по силе и глубине сравняться с этими произведениями».
Встретив с оптимизмом Октябрьскую революцию, Блок поначалу возлагал большие надежды на большевиков и даже пытался быть им полезным. Однако на практике принять новую власть оказалось выше сил поэта, физических и моральных. Очень скоро он осознал, что восторженное принятие революции 1917 года было не чем иным, как самообманом…
С 1919 года Александр Александрович занимал должность председателя режиссёрского управления Большого драматического театра, став, по сути, его художественным руководителем, приверженцем классики на сцене. И всё-таки укрыться в театре от бурь и потрясений времени не удалось. «Нет исхода из вьюг – и погибнуть мне весело», усмехался когда-то поэт…
А. А. Блок среди артистов Большого драматического театра. 1920
У Блока появилась масса обязанностей и должностей, он не мог должным образом заботиться о здоровье, и вскоре это дало о себе знать. У него развилась астма, начало барахлить сердце, и ко всему этому добавилось психическое расстройство. В 1920-м он заболел цингой. В те годы поэта начали преследовать трудности с финансами. Нужда и многочисленные болезни не давали ему шанса на жизнь, и 7 августа 1921 года Блока не стало. Он умер в собственной квартире в Петрограде от воспаления сердечных клапанов. На отпевание великого поэта пригласили протоиерея Алексея Западалова. Местом упокоения Александра Блока стало Смоленское православное кладбище.
Похороны Александра Блока
По материалам сайтов : https://biographe.ru/ и https://www.prlib.ru/
Президентская библиотека к 140-летию Александра Блока.